25.05.2020

Российские суды продолжают лишать апатридов свободы в ЦВСИГ

Уроженец Кыргызстана О. – лицо без гражданства, живущий в России более 15 лет, – находится в ЦВСИГ с сентября 2019 года, то есть уже 8 месяцев. Решение о его выдворении, со штрафом в 5 000 руб. и помещением в ЦВСИГ, было принято сначала Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга, затем, в декабре 2019 года, оставлено в силе Санкт-Петербургским городским судом. Наконец, это решение утвердил 30 апреля 2020 года и Третий кассационный суд общей юрисдикции – О. остался без какой-либо надежды на освобождение.

В прошлом апатридов при сходных обстоятельствах иногда удавалось освобождать – в надзорной инстанции. С недавних пор эту роль играет Третий кассационный суд, который «благополучно» забыл прежнюю положительную практику: в подобных делах выдворение неосуществимо, не имеет сроков исполнения и законной и достижимой цели, превращается в произвольное и незаконное лишение свободы. Эта позиция была сформулирована Конституционным Судом РФ в постановлении от 23 мая 2017 года по делу Н.Г.Мсхиладзе, создавшему механизм освобождения лиц без гражданства из ЦВСИГ.

Решение по делу О. противоречит позиции Конституционного Суда и обрекает О. на неправомерное и бессмысленное лишение свободы. Оно тем более драматично в условиях пандемии: центры содержания, в которых находятся иностранные граждане и лица без гражданства, не дают возможность сохранять социальную дистанцию, поэтому делают находящихся в них людей крайне уязвимыми перед инфекцией Covid-19, а сами центры — местом потенциального распространения эпидемии. Решение об освобождении лиц, выдворение которых невозможно, должно быть принято без промедления в том числе как мера поддержания общественного здравоохранения.

В марте 2020 года Комиссар Совета Европы по правам человека Дуни Миятович обратилась к странам – членам Совета Европы с призывом освободить максимально возможное число мигрантов в связи с пандемией Covid-19, из-за которой многим государствам пришлось закрыть границы и процедура выдворения стала невыполнимой.

this post is also available in: Английский