В середине мая после годового заключения из СУВСИГ был освобожден П. – лицо без гражданства. Адвокат обжаловала в Ленинградском областном суде постановление Гатчинского городского суда в отношении П., признанного виновным в нарушении ч.3 ст. 18.8. КоАП РФ (постановление от 13 мая 2014 года), защита требовала исключить из него дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и освободить П. из специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В обосновании жалобы указывалось, что, согласно сведениям компетентных органов Грузии, он не является ее гражданином, следовательно, постановление о выдворении реализовать невозможно. Кроме того, П. осужден приговором суда по уголовному делу к наказанию в виде лишения свободы на срок 1,5 года условно с установлением испытательного срока в 2 года, который не истек.
Судья Областного суда постановил – решение Гатчинского суда изменить: наказание в виде выдворения отменить, П. из СУВСИГа освободить. Поскольку – исполнение назначенного лицу наказания за совершение уголовно-противоправного деяния является приоритетным по отношению к иным мерам юридической ответственности, устанавливаемым государством.
Ситуация с П. – типичная: человек без гражданства, 15 лет живущий в России, оказывается в правовом вакууме. Как лицо без гражданства и документов, за уголовное правонарушение он получает максимальное наказание, как лицо без гражданства – его можно бесконечно привлекать за нарушение миграционного законодательства, приговаривать к выдворению, и – хотя выдворить его невозможно – практикуются повторные задержания и – вновь – содержание под стражей за те же проблемы с документами, разрешить которые ЛБГ сами не могут, как бы ни хотели.
В материалах судебного дела годовой давности указано, что, по имеющимся сведениям в ЦБДУИГ (СПО «Мигрант-1»), П. является лицом без гражданства, уроженцем Грузии.
Следовательно, еще год назад было известно, что выдворение П. осуществить невозможно, но тем не менее, несмотря на рекомендации ЕСПЧ, он был помещен под стражу в СУВСИГ фактически на бессрочное пребывание.