19.11.2019

Параллельная дополнительная информация АДЦ “Мемориал” и членов ОНК 4-го созыва в Комитет ООН против пыток

В августе 2018 года Комитет ООН против пыток (КПП) принял заключительные рекомендации по итогам отчета властей России о соблюдении Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. КПП попросил Россию к августу 2019 года предоставить информацию о ходе выполнения рекомендаций, изложенных в пунктах 15, 17 и 29 (о расследовании жалоб на пытки, об итогах расследования пыток Евгения Макарова тюремными охранниками в Ярославле в 2017, о мерах защиты правозащитников, адвокатов и журналистов.)

13 августа 2019 года Россия представила ответы на эти срочные вопросы. Правозащитные организации, ознакомившись с официальным ответом властей подали альтернативные замечания.

АДЦ «Мемориал» совместно с членами ОНК прошлого созыва по Санкт-Петербургу Яной Теплицкой и Екатериной Косаревской подали свои комментарии о нерасследовании случаев пыток с июня 2018 года по октябрь 2019 года и о проблеме общественного контроля за местами принудительного содержания. В комментариях указывается на отказы в проведении проверок по заявлениям на пытки фигурантов дела «Сети», фигурантов дела о взрыве в метро в Петербурге, и др. случаях. Обращается внимание КПП на продолжение тенденции при формировании новых составов ОНК, состоявшихся в 43-х субъектах РФ осенью 2019 года, наиболее активных ее членов, как и представителей правозащитных организаций не включать в комиссии. Отмечается, что поправки к Федеральному закону №76-ФЗ (N 203-ФЗ от 19 июля 2018г), о которых говорится в ответе Правительства РФ, фактически сужают полномочия членов ОНК: в частности, поправки запрещают обсуждать с заключенными пытки, совершенные вне указанных в законе мест принудительного содержания – колоний, СИЗО, ИВС. Вместе с тем, известно, что большинство случаев пыток (почти 80% по данным Комитета против пыток (INGO-CAT)) происходит вне этих учреждений: в кабинетах следователей, в транспортных средствах правоохранительных органов, в лесу, в местах, действующих как “секретные тюрьмы” и др.

По результатам этих отчетов КПП ООН вынесет решение о том, выполнила ли Россия рекомендации комитета.