Россия готовится к «главному осеннему празднику» (как его именуют на официальных сайтах и в СМИ), который уже 20 лет – день народного единства, 4 ноября. Мало кто вспоминает о том, что этот «праздник осени» заменил собой «день согласия и примирения», как стали называть 7 ноября после распада СССР и крушения коммунистических идей, дат и символов. День согласия (о примирении сейчас даже говорить странно) и день единства – вроде бы похожие названия, но смысл вложен разный, 4 ноября – не про принятие разности и поиск взаимопонимания, этот «праздник» про воинственное единство, как пишут ныне газеты о событиях Смутного времени, тогда «удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России (то самое народное единство, которое мы отмечаем 4 ноября)»
Вот «то самое единство» совершенно не выглядит убедительным этой осенью. В преддверии праздника на окраине Челябинска толпы озлобленных людей громят дома цыганских жителей, требуют «депортировать» своих соседей (граждан РФ, которых депортировать некуда), жгут машины и нападают на всех, кто кажется им этнически чужим. Самосуд местных жителей направлен на цыганскую общину по причине появившейся информации (по всей видимости ее распространяли националистические каналы «Русской общины» и «Северного Человека») о гибели таксистки по вине кого-то из ромских жителей пос. Коркино. Сотни полицейских, прибывшие, чтобы остановить погром, не смогли добиться прекращения насилия, дома горели и на вторую ночь беспорядков. Власти же побоялись даже на словах решительно выступить против озверевшей толпы, погромщиков губернатор Челябинской области успокаивает обещаниями «рейдов» для того, чтобы «разобраться с криминализацией мест, где проживают цыгане», отметив, что о такой проблеме «говорят люди». Люди – судя по видео их встреч с представителями власти и прокуратуры – говорят много удивительного, например, крича, что если «цыган нельзя депортировать, то депортируйте нас всех!»
Полицейские пытались задерживать бунтовщиков, но скоро, судя по сообщениям с мест, отпустили с протоколами о «мелком хулиганстве», не обвиняя их в массовых беспорядках, угрозе жизни жителей подожженных домов, уничтожении имущества. Арестованы лишь подросток, подозреваемый в убийстве таксистки (его вызов был, как сообщают, последним перед ее гибелью – что может вызывать подозрение, но никак не должно считаться исчерпывающим доказательством вины), а также ром старшего поколения, обвиняемый в «попытке убийства», когда, защищая свой осажденный разъяренной толпой дом и семью, он ранил двоих нападавших.
Следственный Комитет и его глава Бастрыкин тоже озаботились ситуацией, заявив, что общественный резонанс вызвало дело «с убийством и покушением на убийство жителей Челябинской области представителями цыганской диаспоры». Таким образом, московские следователи прямо противопоставляют «жителей» и «диаспору», хотя ромские семьи тоже постоянно живут в Челябинской области уже несколько десятилетий.
С таким пониманием «единства всех сословий и народностей» подходит Россия к мероприятиям праздничной недели, среди которых и этнографический диктант, проходящий под лозунгом (диктант под лозунгом – звучит странно, но это официальные сообщения): «Народов много – страна одна!»
Действительно, в России живет много народов – но нет среди них согласия, а единство проявляется только в угнетении всех народов одним. Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, столетиями страдающие от дискриминации, притеснения и уничтожения среды их обитаний, нередко называют Россию «тюрьмой народов».
Защитники прав коренных народов бьют тревогу по поводу роста национализма, антимигрантских и антиазиатских настроений, высказывая опасение, что отделения «Русской общины» в Сибири опасны и для коренных жителей региона.
Порабощение, эксплуатация, принуждение к участию в преступной войне против Украины – все это касается народов, населяющих Российскую Федерацию или временно живущих в ней, трудовых мигрантов и даже беженцев. Расизм, дискриминация, попрание культурных и языковых прав, нарушение собственно российских законов, таких как закон о защите прав коренных малочисленных народов, – таково это циничное «единство».
Фоном этой мрачной реальности служит программа празднований, когда миллионы людей смогут «оценить общий уровень этнокультурный грамотности», отвечая в парке Сокольники в Москве или в Клубе интернациональной дружбы ГУУ на вопросы Большого этнографического диктанта, а также посетить экспозиции на ВДНХ («среди них — экспозиции, посвященные отечественной культуре, включая русские и татарские проекты»).
А на Урале уже бушует русский бунт – жестокий и беспощадный.
Стефания КУЛАЕВА, впервые опубликовано в блоге Радио Свобода