25.08.2020

Конвенция МОТ о предотвращении харассмента: важность защиты особо уязвимых женщин

25 июня 2021 года вступит в силу Конвенция МОТ №190 об искоренении насилия и домогательств в сфере труда, принятая вместе с Рекомендацией № 206, содержащей практические мерами по выполнению Конвенции. Конвенция обсуждалась более пяти лет, в ускорении ее принятия главную роль сыграли профсоюзы. Вскоре могут быть приняты дополнительные рекомендации, чтобы помочь работодателям реализовать эти новые нормы, – о порядке урегулирования конфликтов в коллективе, о выстраивании взаимоотношений сотрудников, об этике на рабочем месте и другие.

С принятием Конвенции и Рекомендации появились понятия «насилие и домогательства в сфере труда» (ряд неприемлемых форм поведения и практик, или угрозы таковых, которые влекут или могут повлечь физический, психологический, сексуальный или экономический ущерб для сотрудника) и «гендерное насилие и домогательства» (те же действия, основанные на половой или гендерной принадлежности).

Конвенция потенциально охватывает не только физическое насилие и сексуальные домогательства, но и оскорбления, угрозы, преследования и моббинг (травля сотрудника с целью увольнения).

Правовые акты отмечают, что домогательства и гендерно обусловленное насилие имеют особенно негативное влияние на женщин и девочек, поэтому необходим комплексный подход к проблеме с учетом гендерных аспектов для устранения факторов риска: гендерных стереотипов, множественных и перекрёстных формы дискриминации женщин, преобладания мужчин среди представителей власти и людей, принимающих решения.

Конвенция защищает широкий круг лиц во всех секторах занятости: не только всех работников и работниц вне зависимости от статуса договора, но и стажеров, проходящих профессиональную подготовку, учеников, волонтеров, соискателей на собеседованиях. Документ охватывает ситуации, возникающие на рабочем месте и в технических помещениях, по дороге от дома до работы, во время обучения, командировок или рабочих мероприятий. В условиях пандемии и все более распространенной удаленной работы важно, что Конвенция защищает жертв и в онлайн-пространстве. Учитывая актуальность проблемы домашнего насилия, МОТ стоит на позиции, согласно которой работодатель должен стараться предотвратить домашнее насилие и бороться с его последствиями, иначе они скажутся на сфере труда. Мерами со стороны работодателя могут стать внеочередной отпуск, гибкий график, защита от увольнения, информирование о последствиях домашнего насилия и способах защиты от него.

Рекомендуются дополнительные охранные меры в связи с высокими рисками харассмента для занятых на ночных работах, домашним трудом и трудом в уединённых местах, в сферах здравоохранения, транспорта, образования, развлечений, туризма, социальных и других услугах, в экстренных службах.

Особое значение новая Конвенция имеет для представительниц уязвимых групп, сталкивающимся с разными формами дискриминации, включая множественную, и подверженным высоким рискам домогательств. Так, женщины, работающие по запрещенным профессиям, трудовые мигрантки и ЛБТИ-женщины не только чаще становятся жертвами харассмента, но и не имеют достаточных возможностей для защиты от него.

Женщины, трудящиеся на запрещенных работах, подвержены дополнительным рискам домогательств и насилия: в «нетипичных» сферах женщины (например, дальнобойщицы) оказываются в полностью мужских коллективах. В случаях домогательства обращение за помощью к коллегам и руководителям, как правило, приводит лишь к советам не принимать происходящее всерьез либо, хуже того, не сопротивляться и согласиться на сексуальный контакт. Часто женщины оформлены полулегально: на другой должности, под мужскими именем и фамилией. Вероятность нарушений их прав многократно возрастает: ведь они не смогут обратиться в трудовую инспекцию или суд за защитой прав и рискуют потерять работу. Нередко это означает, что они не смогут устроиться на аналогичную должность там, где живут. Поэтому женщины стараются быть «удобными» и избегают любых конфликтных тем, в том числе жалоб на харассмент. АДЦ «Мемориал» в рамках кампании #Alljobs4allwomen выступает за отмену любых дискриминационных профессиональных запретов для женщин.

Жизнь в незнакомой стране, риски депортации и вымогательства ставят трудовых мигранток в очень уязвимое положение. Ограниченные возможности защиты прав делают мигранток бессильными перед нарушениями, в том числе домогательством. Так, харассмент – одна из самых больших угроз для несовершеннолетних нянь из Кыргызстана, трудящихся в России и Казахстане. Девушки, находясь за тысячи километров от дома и зачастую не зная языка новой страны, оказываются заперты в квартире, где работают, и не имеют возможности ни пожаловаться на домогательства, ни убежать в безопасное место. Подробнее о положении трудовых мигранток из Кыргызстана можно узнать в докладе FIDH и ее партнерских организаций, АДЦ «Мемориал» и «Бир Дуйно».

Многие государства пренебрегают созданием особых условий защиты прав трудовых мигрантов. Для улучшения ситуации МОТ рекомендует принять особые защитные меры вне зависимости от миграционного статуса женщин; предусмотреть меры по борьбе с харассментом в миграционной политике, проводить информационные кампании против домогательств на разных языках, включая языки трудовых мигрантов.

ЛБТИ-женщины тоже находятся в группе риска в трудовой сфере. Гомофобия держит их в постоянном страхе лишиться работы из-за аутинга. В результате часто они стараются не привлекать к себе дополнительное внимание и терпят неприемлемое обращение, в том числе домогательства и насилие. В некоторых случаях угрозы аутинга могут быть использованы для манипуляции ЛБТИ-женщинами. Разглашение информации о сексуальной ориентации и гендерной идентичности наиболее вероятно создаст проблемы не только на рабочем месте или при смене работы – оно может привести к трудностям в личной жизни, в том числе к рискам домашнего насилия.

Прошлым летом Конвенцию ратифицировали первые две страны, Фиджи и Уругвай, а все прочие страны отныне должны представлять информацию о причинах задержки ратификации и отчитываться о прогрессе по изменению законодательства и практик по искоренению домогательств и насилия.

На стадии обсуждения Конвенции власти России предложили более 80 поправок, значительно сужающих ее применение (например, распространять ее нормы только на сотрудников с постоянным трудовым договором, не возлагать на работодателя оказание помощь жертвам домашнего насилия, вместо понятия «гендер» использовать термин «мужчины и женщины» и другие). МОТ не приняла эти изменения, а российские власти воздержались от голосования. Зато оба документа поддержали профсоюзы РФ.

Сейчас российские законы не защищают от харассмента: приводимые в пример представителями власти ст. 133 УК РФ («Понуждение к действиям сексуального характера») и ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») не соответствуют квалификации действий за домогательства и насилие.

Ранее АДЦ «Мемориал» поднял этот вопрос в альтернативном материале и указал, что в России не только отсутствуют требуемые законодательные нормы, но довольно редко те или иные организации имеют этические кодексы, реализующие рекомендации МОТ на рабочих местах, а призывы разработать кодексы поведения сотрудников часто встречают сопротивление.

В ходе последней пресессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в июле 2020 года эксперты поинтересовались планами российских властей о принятии норм, наказывающих за сексуальные домогательства на рабочем месте.

Ратификация Конвенции № 190 и выполнение ее положений способно значительно улучшить положение женщин, включая представительниц уязвимых групп, и станет важным шагом на пути к достижению гендерного равенства и защиты прав в сфере труда.

Инесса Сахно

this post is also available in: Английский