На минувшей неделе российское Министерство Труда опубликовало проект измененного списка вредных, тяжелых и опасных работ, запрещенных для женщин. Несмотря на то, что конкретные профессии предлагается преимущественно заменить на указание вредных производственных факторов, работа с которыми, про мнению властей, недопустима для женщин, реформа по-прежнему не решает проблему гендерной дискриминации в сфере труда.
Власти РФ проигнорировали рекомендации КЛДЖ ООН отменить все дискриминационные списки запрещенных профессий для женщин и решение Комитета по индивидуальной жалобе судоводительницы Светланы Медведевой, в котором профессиональные запреты были признаны нарушающими принцип равенства женщин в праве на труд. Сохранение списка запрещенных работ противоречит и решениям российских национальных судов, в том числе решению Верховного Суда РФ, потребовавшего пересмотреть дело Светланы Медведевой, и Самарского областного суда, признавшего дискриминацию в деле Медведевой.
Еще в 2010 году эксперты Международной организации труда рекомендовали пересмотр российской системы защитных мер, лишающих женщин равных возможностей в сфере труда, указав на необходимость исполнения Конвенции МОТ № 111 («Относительно дискриминации в области труда и занятий»). Очевидно, что фундаментальная Конвенция №111 фактически отменяет устаревшую Конвенцию МОТ № 45 («О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода», 1935 г.), на которую ссылаются российские власти при обосновании ограничений на труд женщин.
Сохранение запретов на работу в определенных областях противоречит принципам недискриминации и равенства, установленным международными нормами, в то время как исключение из списка профессий, уже не используемых в современном производстве, никак не расширит фактический доступ женщин к труду. Реформа в предложенной редакции будет носить лишь номинальный характер, а реальная ситуация для женщин – таких как судоводительница Светлана Медведева, годами борющихся за право получить желаемую профессию, не изменится.