Defending the rights of people with disabilities: new laws and old practices

05.12.2014
Эта запись так же доступна на: Russian

Over 20 years ago, back in 1992, the UN General Assembly declared December 3 the International Day of Persons with Disabilities. Since then the states – members of the United Nations Organization try to time various events aimed at improving the situation of people with disabilities to coincide with this date. Thus, on December 3, 2014 Russia enacted legislative changes in order to implement Convention on the Rights of People with Disabilities, which it had signed in 2012.

Amendments into a total of 25 Russian laws came into force, which deal with the rights of people with disabilities in various fields: healthcare, education, transportation, social, cultural, electoral, court, informational and political systems. For example, the law “On social welfare for people with disabilities” now reads that discrimination based on disabilities is prohibited and explains that discrimination is “any distinction, exclusion or restriction based on disabilities, which results in limitation or negation of admission, implementation or of equal rights and freedoms guaranteed by the Constitution of the Russian Federation”. The law also introduces a new notion, which is to be used together with the notion of “rehabilitation” – that of “habilitation”, which is “a system and a process of creating abilities for everyday, social, professional and other activities that were previously absent for persons with disabilities” (while “rehabilitation” means restoration of such abilities, which had existed before). Starting July 1, 2016 all the newly built communicational, social, engineering and transportation infrastructure in Russia is required to have all the necessary means for unrestricted access and use by people with disabilities, while starting January 1, 2016 all means of transport are to be equipped with everything necessary to provide access to people with disabilities. .

Amendments adopted into the law “On social welfare” require creation of a federal register of people with disabilities, which will aim to systematize all the data about people with disabilities (including children) in Russia and list their categories of disability, particular disabilities, degree of disability for work, measures for rehabilitation and means allocated for support of each person with disabilities, as well as his/her particular needs.

On the other hand, in spite of this policy for better integration of people with disabilities into social life, we also have the problem of non-implementation of the regulations, which were already adopted earlier and are aimed at defending the rights of people with disabilities. One of the basic human rights (and the right of people with disabilities) is the right to education, which is established by various national and international legal acts. Nevertheless, the lack of possibilities for people with disabilities to implement their rights often results in de facto non-implementation of the laws.

One of the examples of such non-implementation of laws is discrimination of A.Sosnov, a person with vision impairment, who could not enter Saint Petersburg scientific and research psycho-neurological institute named after Bekhterev, although he had successfully passed entry exams for psychiatric internship after magna cum laude graduation from Chuvash University. Institute administration explained its refusal to admit Sosnov by the requirement for its students to have on-the-job training, while special conditions for people with disabilities were absent there (in case of Sonov, additional lighting was required), while the institute lacked financing for this and nobody wanted to deal with solving this problem. Acceptable working conditions for Sosnov, according to individual program for rehabilitation, were rated Class 1-2, while the existing working conditions in the institute were rated Class 3.1 and higher, which is described as “harmful and hazardous conditions”. Thus the institute ignored the fact that conditions for on-the-job training were not the same as working conditions and thus requirements were different in these two cases.

Lawyers of ADC “Memorial” prepared a legal claim on behalf of A.Sosnov. Representative of the libelee has stated during the court hearings that “currently the laws of the Russian Federation do not specify the conditions for education of people with special needs. It is stated that they can get education in accordance with special programs, but the programs themselves are not established and thus Bekhterev Institute uses the existing sanitary regulations as guidance”. However, existing sanitary norms regulate only working conditions and cannot be used as norms for students who study as interns. For this reason the legal representative of Bekhterev Institute, while admitting that special conditions were not established for people with disabilities, asked to make legal claims against the Ministry of education for the absence of adaptive programs, which could be used as guidance by educational institutions. However, the court considered this proposal to be premature, demanding that the issue of whether Sosnov was in fact discriminated against by being deprived of the possibility to study as intern according to the chosen specialization should be considered by court.

It should be noted that an individual rehabilitation program is not obligatory for a person with disabilities to be followed. Ministry of healthcare has also stated its positions on this issue of lack of restrictions for people with disabilities: it has stated earlier that Sosnov had the right to study in Bekhterev Institute in case there were no counter-indications listed in the individual rehabilitation program and in case he had successfully passed entry exams.

It is also important that back in 2013 Department of control over educational institutions had considered appeal by Sosnov and had required to initiate administrative case against Bekhterev Institute based on Article 5.57 Section 1 of the Code of administrative violations (violation of the right to education and/or rights and freedoms of students of educational institutions). But since the required limitation period for administrative claims had expired, the institute was not charged for this violation.

The merits of this case are to be considered by court on December 22, 2014. We hope that the legal amendments which were introduced into the Russian legislation and which aim to improve the situation of people with disabilities will push educational and other institutions in Russia to establish special conditions for these people and prevent discrimination based on disabilities.

Защита прав инвалидов: новое законодательство и старая практика

05.12.2014
This post is also available in: Английский

Более 20 лет назад, 3 декабря 1992 года, Генеральной Ассамблеей ООН был провозглашен Международный день инвалидов, к этой дате государства – члены ООН стараются приурочить мероприятия, направленные на улучшение положения инвалидов. В России вчера, 3 декабря 2014 года, в преддверии Дня инвалидов, были приняты поправки, приводящие законодательство РФ в соответствие с требованиями ратифицированной в 2012 году Конвенции о правах инвалидов.

25 российских законов были изменены либо дополнены нормами, касающимися прав инвалидов в различных сферах: здравоохранения, образования, социальной, культурной, транспортной, судебной, избирательной, информационной и политической. Так, закон «О социальной защите инвалидов» теперь указывает на недопустимость дискриминации по признаку инвалидности, поясняя, что дискриминацией будет считаться «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в РФ прав и свобод». Закон вводит новое понятие, использующееся наряду с «реабилитацией», – «абилитация», под которым понимается «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности» (реабилитация подразумевает восстановление таких способностей). С 1 июля 2016 года вводимые в строй объекты связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур будут обязаны иметь необходимые средства для обеспечения доступа инвалидов к этим объектам, а транспортные средства к 1 января 2016 года должны быть оснащены всем необходимым для беспрепятственного пользования инвалидами. Нововведением Закона о социальной защите стал федеральный реестр инвалидов, который призван систематизировать и упорядочить сведения об инвалидах (в том числе и детях-инвалидах), включая группу инвалидности, ограничения жизнедеятельности, степень утраты трудоспособности, меры реабилитации и средства, выделяемые на поддержку инвалида, а также его потребности.

Несмотря на проводимую, с одной стороны, политику по интеграции инвалидов в общественную жизнь, с другой стороны, имеет место неисполнение закрепленных норм, направленных на защиту прав инвалидов. Одно из базовых прав, в том числе инвалидов, – право на образование, установленное внутренними и международными актами. Тем не менее, отсутствие у инвалидов возможностей для реализации своих прав зачастую приводит к фактическому неисполнению законодательства.

Пример подобного нарушения – дискриминация инвалида по зрению А. Соснова, который не был зачислен в Санкт-Петербургский НИПНИ им. В.М. Бехтерева, хотя он успешно прошел все вступительные испытания в интернатуру по психиатрии после окончания Чувашского университета по специальности «лечебное дело» с отличием. Администрация Института им. Бехтерева объяснила свой отказ тем, что Соснову придется проходить производственную практику, а специальных условий для людей с ограниченными возможностями (в случае Соснова — это дополнительно освещение) в институте нет и создавать их никто не собирается. Допустимые условия труда для А. Соснова, согласно индивидуальной программе реабилитации, соответствуют классам 1-2, а условия труда всех сотрудников во всех отделениях Института соответствуют классу 3.1 и выше, т. е. относятся к «вредным и опасным». Таким образом, Институт проигнорировал тот факт, что производственная практика не приравнивается к трудовой деятельности, а значит и нормы, относящиеся к трудовой деятельности, на нее распространяться не могут.

Юристами АДЦ «Мемориал» был подан иск в защиту прав А. Соснова. В судебном заседании представитель ответчика заявила, что «в настоящее время законодательством РФ не установлен порядок обучения лиц со специальными потребностями. Указано, что они могут получать образование по специальным программам, но в настоящее время такие программы не установлены, поэтому Институт им. Бехтерева руководствуется санитарными правилами». Впрочем, и санитарные правила регулируют только условия трудовой деятельности и не могут, таким образом, применяться к обучающимся в интернатуре. Поэтому представитель Института им. Бехтерева, признавая, что условия для лиц с ограниченными возможностями институтом не создаются, предложила привлечь к ответственности Министерство образования за отсутствие адаптивных программ, которыми стоит руководствоваться учебным заведениям. Однако суд счел такое предложение преждевременным, сообщив, что сначала необходимо разобраться, действительно ли А. Соснов подвергается дискриминации, будучи лишенным возможности учиться в интернатуре по выбранной специальности.

Необходимо учесть, что индивидуальная программа реабилитации не является обязательной для исполнения лицом с ограниченными возможностями. В поддержку позиции об отсутствии ограничений для инвалида по зрению выступило и Министерство здравоохранения: оно считает, что в случае отсутствия противопоказаний в индивидуальной программе реабилитации по обучению по выбранной специальности и при успешном прохождении вступительных испытаний А. Соснов вправе обучаться в Институте им. Бехтерева.

Важно и то, что еще в 2013 году Управлением надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями по факту обращения А. Соснова Институту было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ («Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций»). Но ввиду процессуальных оснований — пропуска установленного срока для привлечения к административной ответственности – Институт не подвергся административному наказанию.

Рассмотрение дела по существу состоится 22 декабря. Хочется надеяться, что поправки в российское законодательство, призванные улучшить положение людей с ограниченными возможностями, заставят образовательные и другие учреждения создавать специальные условия для инвалидов, что предотвратит их дискриминацию.

Все отчеты Все публикации