До 1940 года Нидерланды были одной из самых толерантных западноевропейских стран по отношению к евреям. Спустя пять лет в Голландии осталось всего 20% от прежнего еврейского сообщества. Причем после войны власти Амстердама требовали от тех евреев, кто вернулся из лагерей смерти, оплачивать счета за коммунальные расходы и городские налоги, просроченные захватчиками их домов, с горечью рассказывает председатель Центрального еврейского совета в Нидерландах Ронни Нафтаниэль. В наше время власти Амстердама взяли на себя обязательство выплатить 11 млн евро потомкам жертв Холокоста. Нафтаниэль лично приложил немало усилий к тому, чтобы это решение было принято, равно как и к программме по возвращению шедевров европейской живописи прежним владельцам-евреям. В интервью Repubic Нафтаниэль рассказывает, как это работает.
…
— В прошлом году в годовщину Кристальной ночи, Kristallnacht, Протестантская церковь Нидерландов официально принесла извинения евреям за свое бездействие в годы нацизма. Главный раввин Нидерландов высказался резко вначале — дескать, не стоит уже посыпать голову пеплом, нам больше этого не надо.
— Я где-то понимаю его. Особенно для религиозного человека, верующего. Это все так странно может показаться, через столько лет вдруг эти расшаркивания, извинения. И мы все знаем, что церковь не сделала почти ничего, чтобы предотвратить катастрофу. Но все-таки…
— Но все-таки лучше поздно, чем никогда? И лучше признаться, чем обойти молчанием?
— Все наше еврейское сообщество радо этому. Мы считаем это пусть запоздалым, но крайне важным шагом. Очень хорошо, что они сделали такое заявление. Никто не заставляет чувствовать себя виноватым, но есть такое понятие, как ответственность перед будущими поколениями.
— Именно это сказал мне Романи Розе, директор Центрального комитета Синти и Рома в Германии, дословно: «Молодые поколения не несут вины за прошлое, но у них есть ответственность в настоящем и в будущем тоже».
— Он прав! Новые поколения хорошо все понимают, но необходимо им напоминать. В том числе властям, от них многое зависит. И общество должно быть тоже начеку.
Полностью читайте интервью на портале Republic