В свете вчерашних заявлений зам.генерального прокурора РФ А. Буксмана и еще ранее появившегося комментария Минюста о том, что массовые прокурорские проверки НКО, начавшиеся в марте по всей стране, объясняются желанием властей найти тех, кто, получая иностранное финансирование, не встал на учет как «иностранный агент», интересно еще раз рассмотреть характер подобных проверок на примере АДЦ «Мемориал».
Проверки НКО проводятся прокуратурой с привлечением всевозможных специалистов – ФНС, ФМС, МЧС, полиции и других. В АДЦ «Мемориал» пришли с проверкой 26 марта. Проводящий проверку помощник прокурора Смирнов предъявил письмо, адресованное руководителю АДЦ «Мемориал» (без указания фамилии и даже должности директора), в котором значилось: «Прокуратурой района проводится проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму общественными, религиозными объединениями и незарегистрированными общественными и религиозными объединениями деструктивной и радикальной направленности».
Сотрудника прокуратуры сопровождали «привлеченные» им специалист Роспотребнадзора Забавина, инспектор МЧС Фомин и двое полицейских из ГУВД СПб и из РУВД, интересовавшиеся лицензиями программного обеспечения ПК организации. У полиции претензий к АДЦ не было, а вот Роспотребназдор и МЧС вынесли интересные «суждения», которые были предъявлены 4 апреля прокуратурой руководству АДЦ «Мемориал» для дачи объяснений (как сами суждения, так и объяснения к ним даны в приложении, к сожалению, читается с трудом – нам не разрешили взять себе копию, пришлось фотографировать своим мобильным телефоном!).
Все замечания Роспотребнадзора и почти все МЧС категорически отвергаются БЧУ АДЦ «Мемориал». Многие из них абсолютно абсурдны – например, претензия, что на «вывеске» нет «режима работы» организации, что, якобы, нарушает закон о защите прав потребителей (касающийся только тех, кто оказывает платные услуги!) от 1992 года. АДЦ «Мемориал» не оказывает платных услуг, да и информацию о времени работы, как и все контакты, размещает на своем сайте и в справочнике «Желтые страницы СПб»,что и помогает находить нас всем желающим. За прошедшие 20 лет вывески утратили былую актуальность. Ряд замечаний МЧС и Роспотребнадзора не может относиться к организации, снимающей офисное помещение в бизнес-центре, – такие, как ширина дверных проемов, отсутствие «инструментального измерения шумов» и прочих вредных для здоровья вещей.
Но главные вопрос, конечно, в другом: какая связь между всеми этими замысловатыми сюжетами и «проверкой исполнения законодательства» про экстремизм, а также – проверкой иностранного финансирования и поиска не заявивших о себе агентов? Для многих остается загадкой и связь иностранного финансирования с подозрением в экстремизме: при чем тут он – если уж проверяют, как объяснил нам Буксман, на предмет доходов (что не требует таких затрат и отвлечения МЧС, Роспотребнадзора и других от насущных дел, – их ведь много реальных: шумы, эпидемии – это все есть, только не у нас, а НКО о всех своих доходах как раз в апреле подробно отчитались Минюсту – и ходить никуда не надо).
Вот как отреагировали эксперты правозащитной ассоциации «Агора» на эти явные смешения жанров и стилей в рамках прокурорских проверок:
«Дело в том, что из слов замгенпрокурора следует, что иностранный агент — это любая организация с зарубежным финансированием, хотя в законе говорится, что она еще и должна заниматься политической деятельностью», — сказал адвокат Ахметгалиев. (http://kommersant.ru/doc/
МЧС России об участии в прокурорской проверке (PDF)
В своих объяснениях по поводу пожарной безопасности директор АДЦ “Мемориал” Ольга Абраменко указала следующее:
СМИ о случившемся: