08.07.2021

Кардинально улучшить положение лиц без гражданства

Срочное обращение к государствам, органам ООН, донорам и другим заинтересованным сторонам извлечь уроки из пандемии COVID-19 и предпринять системные меры для исправления прошлых ошибок и уделения приоритетного внимания защите прав лиц без гражданства и права на гражданство

В июне 2020 года 84 общественные организации опубликовали совместное заявление “Солидарность с лицами без гражданства”, в котором призвали государства, органы ООН, правозащитные, гуманитарные организации и службы общественного здравоохранения, доноров и СМИ принять меры по преодолению разрушительных последствий пандемии COVID-19 для лиц без гражданства и лиц с риском безгражданства. Год спустя проблемы, обозначенные в этом заявлении, остаются в основном без внимания, а положение лиц без гражданства продолжает ухудшаться, в том числе из-за неспособности признать проблемы лиц без гражданстваи отреагировать на них конкретные условия и отстаивать их права. Кроме того, возникли новые вызовы, в частности, связанные с неравенством при обеспечении вакцинами. Нижеподписавшиеся 106 организаций гражданского общества глубоко обеспокоены тем, что многие государства и другие ключевые заинтересованные стороны не смогли или не захотели извлечь уроки из прошлых ошибок и не смогли должным образом определить приоритеты и ресурсы для практических действий, которые могут и должны быть предприняты для защиты лиц без гражданства и их права на гражданство.

С начала пандемии мы видели, к каким последствиям для лиц без гражданства и с риском безгражданства привели невежество и структурное насилие со стороны государственных институций и общества, и по-прежнему глубоко обеспокоены долгосрочными пагубными последствиями для примерно 15 млн. лиц без гражданства во всем мире и десятков миллионов людей с риском безгражданства. Как отмечается в совместном заявлении 2020 года, укоренившиеся структурные проблемы, с которыми сталкиваются лица без гражданства и лица с риском безгражданства в “нормальные” времена, во время пандемии обострились и привели к огромным страданиям и исключенности этих людей. Меры по борьбе с COVID-19, включая закрытие границ и ограничения передвижения, дискриминировали лиц без гражданства, которые были в значительной степени лишены медицинской и экстренной помощи и экономической поддержки. Сбои в регистрации рождений и актов гражданского состояния повлияли на доступ к гражданству, в то время как НКО и общественные группы, занимающиеся вопросами прав на гражданство, столкнулись с серьезными проблемами в своей деятельности и финансировании. По мере того, как некоторые лидеры использовали пандемию и объявленное чрезвычайное положение как предлог для узурпации большей власти, усиления надзора и отступления от обязательств в области прав человека, неграждане и представители меньшинств, в том числе лица, ставшие апатридами в своей собственной стране, все чаще становились козлами отпущения, подвергались оскорблениям и преследованиям, произвольным задержаниям и даже высылке.

Год спустя организации гражданского общества задокументировали катастрофические последствия пандемии и ответных мер государства для лиц без гражданства и лиц с риском безгражданства. Такие данные представляют, в частности, вышедший в июне 2021 года доклад Консорциума Чрезвычайного Фонда по безгражданству «Вместе мы сможем: влияние COVID-19 на лиц без гражданства и дорожная карта для изменения ситуации» и опубликованный в апреле 2021 года доклад Европейской сети по безгражданству «Оценка ситуации безгражданства, здоровья и COVID-19 в Европе». В этих докладах также описываются новые передовые практики ряда стран, которые настоятельно рекомендуются к распространению во всех государствах. Важнейшие выводы, изложенные организациями гражданского общества, таковы:

  • Лицам без гражданства и лицам с риском безгражданства отказывают в равном доступе к вакцинации во многих странах, в том числе в Бангладеш, Камеруне, странах Центральной Азии, Кении, Малайзии, Непале и некоторых европейских странах, несмотря на повышенный риск заражения вирусом из-за факторов окружающей среды (например, невозможность соблюсти социальную дистанцию, отсутствие средств индивидуальной защиты, плохая санитария, трудовая эксплуатация и опасные условия труда); им отказывают в равном доступе к здравоохранению и оказанию экстренной помощи.
  • Доступ к здравоохранению остается серьезной проблемой, поскольку лицам без гражданства отказывают в равном доступе к бесплатному или субсидируемому медицинскому обслуживанию или медицинскому страхованию во многих странах, включая Доминиканскую Республику, Индию, Индонезию, Ливан, Черногорию, Непал, Северную Македонию и Южную Африку. В Швеции доступ к тестированию на COVID-19 зависит от цифрового удостоверения личности. Отсутствие документов становится препятствием для медицинского обслуживания – эта проблема отмечена в Кении, Ливии, Таиланде и в странах Европы, где ромские общины сталкиваются с антицыганизмом. Доступ к медицине затруднен также из-за страха ареста, задержания и жестокости полиции. Серьезную озабоченность вызывает воздействие COVID-19 и его последствий на психическое здоровье лиц без гражданства.
  • Продолжающиеся задержки в регистрации актов гражданского состояния и других жизненно важных процедурах оставляют лиц без гражданства в подвешенном состоянии и создают новые риски безгражданства. О таких сбоях сообщалось, в частности, в Доминиканской Республике, Израиле и на Оккупированных Палестинских территориях, Зимбабве, Непале, Северной Македонии, Черногории и Южной Африке. Процедуры предоставления убежища, иммиграции и определения безгражданства были нарушены в ряде стран, включая Болгарию, Колумбию, Германию и Украину.
  • Исключенность из программ чрезвычайной помощи из-за отсутствия документов сохраняется в ряде стран, включая Францию, Грузию, Кению, Ливан, Черногорию, Непал, Сербию, Нидерланды и Соединенные Штаты. Во многих странах также сообщалось о невозможности получить доступ к безопасному официальному трудоустройству и, как следствие, о последовательной потере дохода, что еще больше толкает многих лиц без гражданства в нищету. Такие люди сталкиваются с невозможным выбором: выполнять незаконную, опасную работу в условиях эксплуатации или видеть, как их семьи голодают.
  • Язык вражды, нетерпимость, ксенофобия, антицыганизм и дискриминация в отношении представителей меньшинств – лиц без гражданства или с риском безгражданства – продолжают расти, в частности, в отношении общин рома в Европе, рохинджа в Азии, лиц, объявленных иностранцами в Ассаме, общины бихари в Бангладеш, нубийцев в Кении, доминиканцев гаитянского происхождения в Доминиканской Республике и беженцев, мигрантов и лиц без гражданства в Южной Африке.
  • Дискриминационные в гендерном плане законы о гражданстве, лишающие женщин равных прав на предоставление гражданства своим детям и супругам в таких странах, как Ливан, Малайзия, Непал и Саудовская Аравия, послужили причиной разлучения семей, когда супруги и дети-иностранцы не смогли продлить визы или въехать в страну; кроме того, увеличился риск безгражданства среди детей, родившихся за границей. На фоне эскалации во время пандемии гендерно мотивированного насилия законы о гражданстве, дискриминационные в гендерном отношении, увеличивают препятствия, с которыми сталкиваются женщины, стремящиеся прекратить оскорбительные отношения, так как их собственное гражданство или гражданство их детей зависит от гражданства их супруга или отца их детей.
  • Лица без гражданства сталкиваются с повышенным риском преследования, ареста и произвольного задержания. Лица без гражданства, содержащиеся под стражей в нескольких странах, включая Австралию, Малайзию и Таиланд, подвергаются высокому риску заражения из-за невозможности соблюсти социальную дистанцию и профилактические гигиенические меры. Беженцам из числа рохинджа отказывают в доступе к процедурам УВКБ или предоставления убежища, и они подвергаются повышенному риску ареста и произвольного задержания. В ряде европейских стран были нарушены процессуальные гарантии и эффективные средства правовой защиты для обжалования задержания иммигрантов, а также возросла опасность того, что задержание станет произвольным.

Работа гражданского общества показала, что проблема COVID-19 может быть решена с помощью адресных мер на уровне общин, с ориентацией на участие и опыт самих лиц без гражданства и их лидеров. Таким образом, мы настоятельно призываем заинтересованные стороны напрямую общаться с активистами и сообществами лиц без гражданства, а также с НКО, тесно сотрудничающими с ними, изучить результаты их исследований, чтобы лучше понять разрушительные последствия пандемии и отреагировать на них.

Однако без срочного внимания, защиты и вмешательства со стороны государств, органов ООН, правозащитных, гуманитарных организаций и организаций, занимающихся вопросами развития, доноров – лицам без гражданства и с риском безгражданства наносится непоправимый ущерб, что подрывает прогресс, достигнутый за последнее десятилетие в решении неотложной правозащитной проблемы безгражданства. Пандемия COVID-19 обостряет нашу коллективную и индивидуальную уязвимость, что напоминает нам о первостепенной важности постоянного поощрения, защиты и реализации универсальных прав каждого человека, кем бы мы ни были и какой бы статус мы ни имели. Помимо того, что кризис требует срочных и немедленных действий, он заставляет нас думать в долгосрочной перспективе и о необходимых структурных изменениях. Именно сейчас настало время переломить ситуацию и кардинально улучшить положение лиц без гражданства и с риском безгражданства во всем мире. Мы настоятельно призываем все заинтересованные стороны принять следующие срочные меры:

  1. Признание и исправление прошлых неудач, когда не были отменены дискриминационные и унижающие достоинство законы, политика и практики, которые лишают гражданства и тем самым исключают, маргинализируют и криминализуют людей по дискриминационным основаниям; а также признание и исправление неспособности прислушиваться к мнению лиц без гражданства, вовлекать их в процесс принятия решений и привлекать и, в конечном счете, отчитываться перед ними за выполнение устойчивых, справедливых, основанных на правах человека решений, касающихся прав, которых они оказываются лишены,
  2. Принятие всех необходимых мер для обеспечения того, чтобы лица без гражданства в равной степени учитывались при реагировании на COVID-19, чтобы их конкретные проблемы признавались и учитывались, их права соблюдались и чтобы они никоим образом не подвергались наказанию, в том числе угрозе преследования, ареста и задержания, из-за отсутствия у них документов или юридического статуса или любого другого аспекта их личности. Такие шаги должны быть предприняты, в частности, в отношении вакцинации, здравоохранения, оказания экстренной помощи, обеспечения средств к существованию, образования и регистрации актов гражданского состояния.
  3. Признание институциональной приоритетности права на гражданство и прав лиц без гражданства посредством: повышения уровня знаний о безгражданстве и его связи с соответствующими мандатами и обязательствами; предоставления ресурсов на решение проблем лиц без гражданства, в том числе для общин без гражданства и НКО; отчетности о результатах деятельности в рамках мониторинговых механизмов по правам человека и развитию; и устранения причин и последствий безгражданства во многих поколениях, в том числе путем обеспечения доступа к правосудию и возмещению ущерба для лиц без гражданства.

Подписавшиеся организации

Aditus Foundation

Americas Network on Nationality and Statelessness – RedANA

Anti-Discrimination Centre Memorial

Asia Pacific Refugee Rights Network (APRRN)

ASKV Refugee Support

Association for Legal Intervention (SIP), Poland

Asylum Access

Baghdad Women Association

Bahrain Women Union

Bangladesh Institute of Human Rights

Brot für die Welt (Bread for the World)

Center for Development of Roma Community “Bairska Svetlina”

Center for Justice and International Law (CEJIL)

Central Asian Network on Statelessness

Centro para la Observación Migratoria y el Desarrollo Social en el Caribe (OBMICA)

Citizenship Affected People’s Network

Council of Minorities

Development And Justice Initiative (DAJI)

Development of Human Resources for Rural Areas (DHRRA) Malaysia

Dominican@s por Derecho

Equality Bahamas

Equality Now

E-Romnja – The Association for Promoting Roma Women’s Rights

European Network on Statelessness

Family Frontiers Malaysia Focus Development Association (FDA)

Forum for Women, Law and Development (FWLD)

Free Rohingya Coalition

FTMF

Fundación Cepaim Acción Integral con Migrantes

Geneva Council for Rights and Liberties

Global Campaign for Equal Nationality Rights

Global Network of Sex Work Projects

Grassroots Future

Gulf Institute for Democracy and Human Rights (GIDHR)

Haki Centre Organization

Humanitarian Centre for Rights

Human Rights Centre

Human Rights Working Group (HRWG)

India ki Rasta Foundation

INHURED International Institute on Statelessness and Inclusion

International Commission of Jurists

International Detention Coalition

International Observatory of Human Rights

International Refugee Rights Initiative(IRRI)

International Women’s Rights Action Watch Asia Pacific

Jagriti Mahila Maha Sangh (JMMS)

JusticeMakers Bangladesh

Kasela Palu Group

Kazakhstan International Bureau for Human Rights

Keik Okara

Kenya Human Rights Commission

Law Center of Advocates

Lawyers for Human Rights

LEFRIG Saharawi Collective Youth Association

MENA Statelessness Network (Hawiati)

Minority Rights Group International

Minority Rights Organization (MIRO), Cambodia

Musawi

Muslim Engagement and Development (MEND)

Namati

National Indigenous Disabled Women Association Nepal (NIDWAN)

Nationality for All

Nelson Mandela University Refugee Rights Centre

New Women Connectors

NGO Praxis

Nubian Rights Forum

Odhikar

ODRI Intersectional Rights

Pakistan International Human Rights Organization

Persatuan Anak-Anak Daerah Belaga Kapit

Public Foundation – Legal Clinic “Adilet”

Reconoci.do

Refugee Council of New Zealand

Refugee Social Services

Rencontre Africaine pour la Défense des Droits de l’Homme (RADDHO)

Right to Nationality and Citizenship Network, India

Rohingya Human Rights Initiative – R4R (ROHRIngya)

Rohingya Human Rights Network, Canada

Rohingya Project

Rohingya Women Development Network – RWDN Roma Active Albania

Roma Advocacy Network Netherlands

Roma Youth Organization “Walk with us – Phiren Amenca”

Ruwad Al Houkouk FR

Salam for Democracy and Human Rights (Salam DHR)

Save the Children South Africa

Scalabrini Centre of Cape Town

Smile Myanmar

Solidarity is Global Institute – Jordan (SIGI-Jo)

Southern Africa People’s Solidarity Network

Southern African Nationality Network

Sukaar Welfare Organization

Swedish Organization Against Statelessness

Taita Taveta Human Rights Network

The Arakan Project

The Canadian Centre on Statelessness

The Nubian Rights Forum

The Omani Association for Human Rights

Tirana Legal Aid Society (TLAS)

United Stateless

Women Peace Makers

Women’s Refugee Commission

World Council of Churches

Youth Sustainable Development Centre

this post is also available in: Английский