20.02.2022

Против диктата “традиционных ценностей” выступили суд и деятели культуры

В начале февраля 2022 года внедрение в России «традиционных ценностей» встретило препятствия. Во-первых, суд в Петербурге приостановил ликвидацию благотворительного фонда «Сфера», обвиняемого Минюстом в создании угрозы традиционным семейным ценностям путем “поддержки ЛГБТ-движения”. Во-вторых, столкнувшись с критикой, Министерство культуры приостановило обсуждение проекта президентского указа о “традиционных ценностях”.

8 февраля ГУ Минюста по Петербургу и Ленинградской области через суд потребовало ликвидировать фонд “Сфера”, связанный с “Российской ЛГБТ-сетью”. В качестве оснований для ликвидации в исковом заявлении значились “грубые и множественные нарушения, носящие неустранимый характер”, а именно “поддержка ЛГБТ-движения”, которая “идет вразрез с государственной политикой”, и “осуществление деятельности, не соответствующей…основным традиционным семейным ценностям”.

Директор «Сферы» Игорь Кочетков назвал иск Минюста “политическим преследованием в чистом виде”: в качестве причин ликвидации были указаны не конкретные нарушения законодательства, а идеологические расхождения с государственной линией.

На фоне новой волны преследований ЛГБТ-движения в России стало неожиданным, что Куйбышевский районный суд оставил иск Минюста без движения. Судья Ирина Воробьева указала на отсутствие в исковом заявлении ссылок на конкретные, предусмотренные законодательством основания для ликвидации (доказательства неоднократного выявления нарушений). При этом Минюст должен был письменно предупредить организацию, что бы та могла устранить или обжаловать нарушения. Чтобы возобновить иск, до конца февраля Минюст должен выполнить необходимые формальности.

В области культурной политики «традиционные ценности» тоже встретили неожиданный отпор. В конце января 2022 года Министерство культуры открыло для общественного обсуждения проект президентского указа «Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Проект описывает понятие “традиционные духовно-нравственные ценности” (коротко –”традиционные ценности”), цели и задачи по укреплению этих ценностей, а также способы оценки эффективности этой политики. Авторы документа отдельно подчеркивали, что он стал частью практической реализации Стратегии национальной безопасности, утверждённой президентом летом 2021 года.

В качестве самих традиционных ценностей в документе фигурирует эклектичный набор идей: “достоинство, права и свободы человека”, “служение Отечеству”, “крепкая семья”, “приоритет духовного над материальным”, “нравственные ориентиры многонационального народа России”. Напротив, в качестве угрозы этим ценностям названы насаждение “деструктивной системы идей”, включающей “культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, продолжения рода, созидательного труда, позитивного вклада России ‎в мировую историю и культуру”. Ответственность за распространение этой “деструктивной идеологии” в документе возлагалась на “экстремистские ‎и террористические организации, действия США и их союзников, транснациональные корпорации, иностранные некоммерческие организации”.

Проект вызывал бурное обсуждение и неприятие в том числе среди сотрудников культурных институтов, которые усмотрели в проекте опасность цензуры и других препятствий для профессиональной деятельности (и её финансирования из бюджета). Так, с критикой документа выступили руководители Большого театра, «Сатирикона», «Современника», МХТ им. Чехова и других театров (см. их письмо, адресованное главе Союза театральных деятелей Александру Калягину, который ранее тоже раскритиковал проект). Против проекта выступили и кинематографисты:

«Дополнительный контроль, построенный на формальных признаках, приведет российское кино и сериалы к максимальному упрощению, а значит, отвернет от них современного зрителя… институты государственной поддержки кинематографии обладают экспертизой и всей полнотой принятия решений, необходимыми для осуществления государственного контроля за финансированием российского кино”.».

Консервативные деятели тоже критиковали проект – правда, за недостаточную консервативность: представитель позиции РПЦ Владимир Легойда предложил внести упоминание веры в Бога в перечень «традиционных ценностей». А Лига безопасности интернета, возглавляемая Екатериной Мизулиной, критиковала документ за отсутствие указания на приоритетную роль традиционной семьи в воспитании детей.

В итоге 14 февраля Министерство культуры приостановило общественное обсуждение проекта и пообещало его доработать. Ожидается, что в середине марта проект станет одним из пунктов заседания президентского совета по культуре.

Для фотоколлажа использована фотография с сайта Парни Плюс

this post is also available in: Английский