21.11.2019

Женщины о своей работе в сфере судостроения

С 2021 года будет расширен доступ женщин к работе на десятках специальностей в сфере транспорта, включая морские и речные суда. Это означает, что и учебные заведения будут принимать женщин на ранее недоступные для них отделения и факультеты, – к этому уже несколько лет призывали АДЦ «Мемориал» и участницы кампании #alljobs4allwomen. Однако просто отменить запреты недостаточно: важно улучшать условия труда на рабочих местах вне зависимости от пола сотрудников, широко информировать женщин об открывшихся возможностях, менять привычные гендерные стереотипы, в том числе у преподавателей и студентов.

Две женщины рассказали о своём опыте обучения и работы в сфере кораблестроения и поделились своими мыслями о гендерных стереотипах в сфере труда.

А., заместитель технического директора на заводе по производству стеклопластиковых кораблей

У нас довольно большой завод, где производятся стеклопластиковые корабли. Есть гендерное разделение труда: в сварочном цехе работают одни мужчины, в полимерном – только женщины. Это вредное производство, там очень едкий запах смолы. Формовщицы: раскладывают стекловолоконную ткань, пропитывают ее клеем, делая как бы большой «бутерброд». Считается, что это «женская» работа, женщины ее делают лучше и быстрее, хотя теоретически мужчины тоже могут туда устроиться. В «женском» цеху есть доплаты по вредности, выдают молоко и назначают «дни здоровья» (дополнительные выходные). Раньше цех очень плохо проветривался, но сейчас вентиляцию сделали и там стало лучше. При приеме на работу с женщинами в несколько этапов проводят собеседование, рассказывают про риски, спрашивают про детей (есть ли, нет, планируют ли), но решение остаётся на усмотрение работницы.

Еще 100 лет назад женщины не могли даже голосовать, но выдающиеся женщины той эпохи внесли большой вклад в науку и культуру – сразу вспоминаю своего кумира, Марию Кюри, получившую Нобелевскую премию. Сейчас гендерные роли настолько сместились, что мы все делаем, что хотим, и сами себя осознаем, и это нормально. Я рада, что в современном мире у женщин есть возможность заниматься и наукой, и другими делами, которые раньше были для них недоступны. Мне кажется, что именно в России женщины недооценены, что их интеллект и их осознание себя ни для кого не имеет особого значения, и это очень грустно.

Александра, работает в сфере кораблестроения:

Мне 29 лет, и 10 из них я работаю по своей специальности. Образование в сфере кораблестроения я получила, можно сказать, случайно: не поступила на бесплатное отделение на другой факультет и пошла, куда получилось, – на кораблестроение. Первые два курса я думала: “Что я тут делаю?”, но на 3-м курсе появились специальные предметы, мне стало интереснее, и я подумала, что это здорово, это классные перспективы, это классная работа. Не скрою, были преподаватели, которые говорили, чтобы мы, девушки, шли домой варить борщи, доводили нас до слез. Тем не менее, все четыре девушки, которые учились на факультете, работают в судостроении.

Во время учебы я пошла работать в крупнейший в России исследовательский центр по судостроению. Звучит красиво, но работа была не особенно интересная. Параллельно я устроилась в конструкторское бюро на заводе. Два года я отработала на заводе и в центре, потом пошла в частную фирму. Здесь нормально относятся к женщинам, не делают различий в зарплате. Я занимаюсь внутренней обстройкой кораблей и судов, отделкой, изоляцией, мебелью.

Очень многие мои подруги работают в совершенно нетипичных для женщин областях: технологом в цехе плавки металла, специалистом на ТЭЦ, на работе, связанной с атомными реакторами и в сфере программирования. При этом один мой знакомый устроился маникюрщиком. Все так смешалось, что я не очень понимаю, как в современном мире могут быть только мужские или только женские профессии.

Exit mobile version