Работницам транспорта дадут зеленый свет, а пожарницам и шахтеркам придется продолжить борьбу за трудовые права

20.08.2019

Новый список запрещенных для женщин профессий снимает гендерные ограничения с транспортной и некоторых других сфер, но более 320-ти из 456-ти из действующего списка запрещенных профессий остаются недоступными для женщин.

АДЦ «Мемориал» и кампания #allJobs4AllWomen приветствуют первые успехи российских женщин, добивавшихся отмены запретов работать по выбранным ими специальностям. Спустя полтора года после начала работы над новым проектом списка запрещённых профессий для женщин 14 августа 2019 года документ был зарегистрирован Минюстом.

Ограничения трудоустройства женщин на более 100 профессий будут сняты, когда новый перечень, наконец, вступит в силу. Большинство героинь кампании All jobs for all women -, открыто выступавших против запретов на сайте кампании, смогут официально работать на желаемых профессиях: водительницами грузовиков, мотористами и матросами на кораблях, печатницами.

Благодаря борьбе заявительниц для женщин откроется востребованная сфера транспорта: морского, речного, железнодорожного, метрополитена, а также гражданской авиации.

Рассмотрение дела рулевой мотористки Светланы Медведевой в российских судах и Комитете ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин завершилось решением Верховного Суда РФ признать дискриминационным запрет работы женщин на речных судах и фактическим признанием несоответствия российских запрещающих норм международным стандартам равенства и недискриминации в сфере занятости Самарским районным судом. А в ноябре 2017 года работницы запрещённых профессий (пассажирского, грузового и водного транспорта, типографий, представительницы малого бизнеса) обратились с открытым письмом к Уполномоченной по правам человека Т.Н. Москальковой за защитой своих трудовых прав. В 2018 году за разрешение женщинам работать в сфере железнодорожного транспорта выступала крупнейшая компания, «Российские Железные Дороги». В поддержку отмены ограничений выступали не только заявительницы, коммерческие организации и НКО, но и российский профессиональный союз моряков.

В Самарском районном суде города Самары 15 сентября 2017 года завершилось повторное рассмотрение дела Светланы Медведевой к Самарскому речному пассажирскому предприятию. Суд признал, что международно признанный запрет дискриминации женщин не допускает отказ женщине в приеме на работу по «опасным» специальностям, несмотря на то, что такой запрет установлен в российском законе.

В результате изменений доступными для женщин станут десятки профессий машинисток, некоторые слесарные, строительные, монтажные и ремонтно-строительные, геологоразведочные и топографо-геодезические работы, переработка ряда химическиъ веществ (резиновых смесей, нефти, газа, сланцев и угля), производство, восстановление и ремонт шин, пенько-джутовое производство, производство музыкальных инструментов и ряд областей пищевой промышленности (добыча и переработка рыбы, хлебопекарное, табачно-махорочное и ферментационное, парфюмерно-косметическое производства, добыча и производство поверенной соли). Отмена запрета на высотные работы позволит женщинам стать парашютистками, работницами в сфере связи ремонтных работ электростанций и сетей. Но для официального трудоустройства на ранее запрещённых профессиях придётся подождать: два года подряд законопроект никак не мог дойти до финальной стадии официального опубликования. Проект, созданный в июле 2019 года, стал четвёртым вариантом нового перечня запрещённых профессий для женщин. Сперва планировалось заменить старый список в течение 6 месяцев со дня опубликования утверждённого проекта, но уже этой зимой документ предлагалось ввести в действие с начала 2020 года, а согласно последней редакции перечень вступит в силу лишь полтора года спустя, 1 января 2021 года.

Официально профессия пожарного запрещена для женщин, но это не означает, что женщины в РФ не занимаются тушением пожаров, при этом они не получают достойной оплаты, их самих и их семьи не страхуют от рисков, сопутствующих данной профессии. Аналогичная ситуация, к примеру, связана с работой грузчиков – наличие данной профессии в списке нежелательных для женщин не означает, что женщинам не приходится в ходе работы перетаскивать тяжести, при этом они не получают необходимой компенсации своих рисков. Для женщин, живущих в моногородах, особенно связанных с различными областями тяжелой промышленности, разграничение профессий на «женские» и «мужские» фактически оставляет их без достойного заработка, так как в подобных населенных пунктах для них остается только различные низкооплачиваемые специальности, и это при том, что многие из них обеспечивают также и своих детей.

Кошелева Анастасия Дмитриевна,
из сводки предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта

В действительности, чтобы женщины смогли, наконец, занять ранее недоступные профессии, недостаточно отменить законодательные запреты, но требуется создать реальные условия для их трудоустройства на открывшиеся вакансии, принять временные специальные меры, как рекомендовал КЛЖД ООН, в том числе проинформировать как работодателей, так и потенциальных работниц об открытии доступа к работам после десятков лет запрета таких должностей как машинист метро и водитель автобуса (о чем свидетельствовали объявления о приёме исключительно мужчин в обоих видах транспорта). Необходимо всеми доступными средствами (через СМИ, сайты работодателей и профсоюзов, биржу труда) информировать женщин о возможности обучиться и устроиться на эти специальности.

Хотя новый список еще не вступил в силу, уже сейчас нужно начать менять правила учебных заведений по приёму женщин на обучение по ранее недоступным профессиям (в том числе механик, помощник машиниста, водитель автотранспорта и грузовиков, механик и мотористки судов, матросы и др.) чтобы к 2021 году они могли реально начать работать.

Евгения Маркова долгое время боролась за право работать дальнобойщицей и достигла своей цели, несмотря на закон, запрещающий эту профессию как “опасную для женщин”.

“Невыполненные обещания” или «долгий процесс – незначительные сокращения»

Регистрацию нового проекта списка запрещённых профессий в Минюсте несомненно стоит считать победой заявительниц, боровшихся за свои права, тем не менее, документ имеет и ряд недостатков. По информации опубликованной журналистами перечень предлагает ограничить труд женщин на 98 работах и должностях, однако, при более детальном рассмотрении, оказалось, что на самом деле многие из наименований списка включают в себя десятки профессий старого Постановления.

Фактически новый проект не только содержит 263 производства, работы и должности вместо менее сотни заявленных, но и не допускает женщин к свыше 320 из 456 запрещённых профессий действующего перечня.

Власти, так громко заявлявшие о сокращении запретов, и, кажется, так усердно старающиеся сохранить как можно больше ограничений, как будто пытались не только отсрочить момент принятия нового списка, но и скрыть итоговый вариант законопроекта от граждан, критикующих дискриминационный документ. Не случайно июльская версия перечня до сих пор не опубликована на сайте федерального портала нормативных актов, отражающего процесс принятия проекта, а доступный текст списка, отправленного в Минюст не соответствует последней редакции Приказа Минтруда.

Предложенный список слишком общий и не проработанный, отдельные позиции в принципе вызывают вопросы – к примеру, п. 8 «Тушение пожаров», почему, как эта работа может повлиять на репродуктивную функцию женщин? А для мужской репродуктивной сферы она безвредна? Отменить любые списки «запрещенных профессий» и вплотную заняться сферой охраны труда и промышленной безопасности – практически любая должность, любая профессия должна быть доступна, безопасна и не представлять большого риска для здоровья работающих.

Тартаковская Анна Евгеньевна,
из сводки предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта

Проект нового перечня неоднократно менял свою форму: сначала в нем указывалось 156 химических веществ 1го и 2го класса опасности, наличие которых на рабочих местах лишало женщину права устраиваться на определённую профессию, но обширная критика обязанности определять воздействие этих веществ и большая вероятность разночтений привели к изменению этой части. Интересно, что в первой версии фигурировала формулировка «химические вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека», во всех последующих редакциях заменённая на «здоровья женщин», в то время как сам список веществ, представленный в одном из последующих вариантов проекта не менялся.

Законодатели после результатов экспертизы проекта решили заменить неудобный предложенный перечень химических веществ 1го и 2го класса опасности на химические производства ограничиваемые для женщин, но если в действующем списке были перечислены конкретные должности, например «рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на печах и ручном дроблении/технологических стадиях» при производстве того или иного продукта, то новый проект предлагает запретить женщинам вообще все производство и применение 23 наименований органических или неорганических химических веществ.

У мужчин также существует репродуктивное здоровье, а ещё существуют бесплодные люди, люди вышедшие из детородного возраста, но ещё не вышедшие на пенсию. Если на каком либо предприятии условия труда влияют на репродуктивную функцию работников, то необходимо улучшать условия труда, а не лишать возможности заработка половину рабочего населения страны, среди которых огромное количество матерей-одиночек, обреченных влачить полунищенское существование из-за отсутствия рабочих мест.

Волгин Максим,
из сводки предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта

Июльский проект списка запрещённых профессий имеет структуру аналогичную действующему Постановлению и предлагает уменьшить количество разделов с 39 до 21. Тем не менее, итоговый вариант документа не стал самым кратким. Наименьшее количество запрещённых профессий содержал проект перечня опубликованный в феврале 2019 года: он состоял всего из 28 пунктов, не предусматривающих разделы, 4 из которых включали в себя неоднозначно трактуемые ограничения, связанные с воздействием химических факторов, вибрации, ионизирующего излучения, охлаждающего или нагревающего микроклимата. При этом большая часть остальных запретов перечня (20 из 28) содержится лишь в одном разделе нового проекта.

Вопросы вызывает не только структура предлагаемого списка, но и содержание: небольшое количество работ получило ограничение на труд женщин лишь при выполнении вручную (в отличие от полного запрета в действующем Постановлении), к примеру, размол пека, погрузочно-разгрузочные работы в портах; другие профессии, как токарь на токарно-давильных станках, стали запрещены и при механизированной работе. В список были добавлены и новые запреты, например, техник по крылу. Ряд работ в текстильной и легкой промышленности в новом проекте дублируется (разделы 68, 69, 70 и 71). Порой объяснить появление или исчезновение тех или иных ограничений достаточно сложно, а законодатель не считает нужным обосновывать столь значительную разницу между проектами перечня, предлагаемыми в течение полутора лет.

Пожарная-спасатель Анна Шпенова

Мнимая забота о женском здоровье

Следуя фундаментальному принципу запрета дискриминации (на который ссылались участники общественных обсуждений) законодатели убрали предлагаемое ограничение распространения действия списка на женщин с 18 до 49 лет. К сожалению, сам документ государство по-прежнему отказывается считать ограничивающим в правах и продолжает изменять его вместо того, чтобы признать его неактуальность, а заботу о женском здоровье в таком виде – необоснованно широким вмешательством в жизнь женщин, конфликтующим с их свободой выбора и правом на самореализацию. В ходе общественных обсуждений представительница компании «Лукойл» предложила в качестве более экономически выгодного и эффективного решения проблемы нарушения принципа равенства в сфере занятости, ограничения труда женщин на ряде работ и кадрового дефицита, применить концепцию «допуска при информированном согласии», «когда женщина к работе во вредных условиях труда может быть допущена, но только при условии письменного подтверждения» понимания риска для своего здоровья.

Я чайлдфри и, тем более, считаю, что имею полное право самостоятельно распоряжаться своей жизнью: выбирать себе профессию в соответствии со своим желанием, а не в соответствии с чьими-то указаниями. Не говоря уже о том, что для женщин закрыты многие высокооплачиваемые професии в виду их «опасности». Большое количество детей воспитывается женщинами в одиночку, но они не имеют права получить такую работу, которая даст прокормить и успешно вырастить ребёнка, в то время как тяжёлая и малооплачиваемая работа санитарки открыта для них. Это совсем не похоже на заботу.

Краева Алёна,
из сводки предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта

К сожалению, пока что законодатели не предусмотрели, такую форму согласия с условиями выбранной работы, поэтому женщины спасательницы пока не смогут официально трудиться пожарницами и водолазками, несмотря на профессионализм и призвание.

Реализация прав в нынешних условиях требует активной позиции, АДЦ «Мемориал» призывает женщин, желающих трудоустраиваться и учиться по выбранным профессиям, обращаться в учебные заведения с заявлениями об открытии приёма женщин, и намерен поддерживать заявительниц, добивающихся открытия доступа к запрещённым профессиям.

Инесса САХНО

this post is also available in: Английский
  •  

    «Голоса войны» - свидетельства украинцев о личном опыте столкновения с военной агрессией России

    Проект Харьковской правозащитной группы