Принятое 5 лет назад постановление Конституционного суда РФ по делу Ноэ Мсхиладзе сильно повлияло на практику решений судов об освобождении заключенных из ЦВСИГ. В нем говорится о том, что лишение свободы тех, кого невозможно выдворить, лишено смысла и законной цели. Только в Санкт-Петербурге адвокатам и правозащитникам удалось освободить из ЦВСИГ по “механизму Мсхиладзе” десятки лиц без гражданства, а по всей России – сотни. Однако до сих пор некоторые суды игнорируют постановление КС и отказываются освобождать узников ЦВСИГ даже в случае явной неисполнимости их выдворении и бессмысленности содержания под стражей.
Так, 13 января 2023 года Московский районный суд Санкт-Петербурга суд отказался освободить уроженку Украины Оксану Кухарчук, которая заключена в ЦВСИГ с целью выдворения уже больше года – с 22 декабря 2021 года. Ее вина состояла лишь в том, что, находясь в России на заработках, она перед самым началом пандемии Ковид-19 потеряла свои документы, не смогла вовремя оформить временное удостоверение личности и выехать на родину: границы оказались закрыты, а какое-либо транспортное сообщение прервано. Спустя два месяца ее заключения в Украине началась полномасштабная война, из-за которой восстановление документови возвращение домой стало невозможным.
При обращении в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности содержания Кухарчук в ЦВСИГ адвокат апеллировал к решению КС по делу Мсхиладзе и доказал отсутствие законной и достижимой цели содержания заявительницы в ЦВСИГ. Выдворить ее нельзя, так как в связи с прекращением дипломатических отношений с Украиной и закрытия консульских учреждений Украины в России восстановить ее документы невозможно, авиасообщения нет, граница закрыта, идет война. Таким образом, дальнейшее содержание в ЦВСИГ лишено смысла и не преследует законной цели. Кроме того, в январе 2023 года Кухарчук написала заявление о предоставлении ей временного убежища.
Тем не менее, 13 января 2023 года Московский районный суд Санкт-Петербурга суд отказал в удовлетворении заявления, посчитав, что выдворение Кухарчук возможно. Аргументы суда более чем странные: нахождение Кухарчук в ЦВСИГ нельзя считать произвольным, так как приставы обратились в УВМ ГУ МВД РФ за содействием в ее документировании; отсутствие авиасообщения с Украиной носит временный характер – значит, закрытие границ нельзя рассматривать как основание для прекращения исполнения постановления; наконец, действующим законодательством России не установлена обязанность выдворения иностранного гражданина за пределы РФ непосредственно в ту страну, гражданином которой он является, – то есть суд всерьез полагает, что Кухарчук можно выдворить не в Украину, а в какую-то третью страну.
Во время рассмотрения жалобы суд отказал во всех ходатайствах защиты и даже отказался допросить в качестве свидетеля явившегося в суд сотрудника аппарата уполномоченного по правам человека.
Оксана Кухарчук, не совершившая никакого преступления, рискует провести в ЦВСИГ еще много месяцев: срок исполнения административного решения – 2 года. Ее заявление о предоставлении временного убежища и временного удостоверения личности пока не рассмотрено.