24.05.2021

«Радуга наоборот»

Нарушения прав ЛГБТИ+ в Восточной Европе и Центральной Азии

В России законодательно закреплена дискриминация ЛГБТИ+ в форме запрета на «пропаганду нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних», фактически тем самым наложены ограничения на любой серьезный разговор о сексуальной ориентации и гендерной идентичности, на информацию, на выступления (прайды, демонстрации, пикеты). В Чеченской Республике ЛГБТИ+ подвергаются арестам, насилию, убийствам (как в семье, так и в местах лишения свободы), чеченцам – геям и лесбиянкам, уехавшим в другие регионы РФ, поступают угрозы, некоторых из них похищают, увозят в Чечню, где пытают в заключении.

В Туркменистане и Узбекистане до сих пор сохраняется уголовное преследование за гомосексуальные отношения. В Туркменистане осуждены сотни мужчин, их приговаривают к длительным тюремным срокам, подвергают пыткам и унижению. В Узбекистане десятки мужчин преследуются по аналогичной дискриминационной статье УК. Правительство Узбекистана рассматривает возможность отмены уголовной статьи, однако существуют опасения, что в той или иной форме криминализация однополых отношений сохранится.

В Таджикистане невозможно публично обсуждать права ЛГБТИ+, регистрировать правозащитные организации и бороться с дискриминацией на основании СОГИ, открыто говорить о своей ориентации и идентичности. Государство и общество отвергают ЛГБТИ+, практикуется различное «традиционное лечение» гомосексуальности, «отчитывание» и т.п.

В Азербайджане активисты ЛГБТИ+ преследуются, все попытки выйти в открытое общественное пространство (публикации в СМИ, любые демонстрации) пресекаются, правозащитники подвергаются репрессиям.

В Беларуси ограничения свободы слова и самовыражения достигли максимума в последний год – преследуются все независимые НКО, активисты, журналисты. Большинство ЛГБТИ+ правозащитников вынуждены были покинуть страну или скрывать свою деятельность.

В Кыргызстане и Казахстане существуют ЛГБТИ+ инициативы, которым удается оказывать помощь некоторым жертвам дискриминации, но выступать публично – в форме прайдов, публикаций в СМИ, политического участия – чрезвычайно трудно, а чаше невозможно. Как активисты, так и всё сообщество ЛГБТИ+ испытывают постоянное давление консервативной и религиозной части общества, многие страдают от неприятия в семьях и на работе, подвергаются опасности на улице, шантажу и вымогательству в полиции (милиции).

В Армении обсуждается принятие комплексного антидискриминационного закона, но требования ЛГБТИ+ сообщества и правозащитников внести туда и СОГИ как одну из причин дискриминации встречают сопротивление законодательных и церковных властей. Патриархальные отношения во многих семьях и общинах, а нередко и травля, приводят к исключенности ЛГБТИ+, одиночеству, психологическим травмам. Однако в области судебной защиты есть случаи признания армянскими судами дискриминации на основании СОГИ, когда, например, людям по причинам их гендерной идентичности отказывали в доступе к спортивным клубам или другим общественным местам.

В Украине действует закон о противодействии дискриминации, а в Молдове – похожий закон о равенстве, однако в обеих странах СОГИ не входит в перечисленные законом основания для признания дискриминации. Как в украинском, так и в молдавском обществе идет постоянная дискуссия о необходимости законодательного закрепления защиты от дискриминации на основании СОГИ, что встречает сопротивление консервативной части общества и церковных властей. Разрабатываются поправки в законы и кодексы, чтобы привести их в соответствие с международным антидискриминационным правом, ведется защита прав ЛГБТИ+ в судах. Демонстрации и прайды проходят в столицах под защитой полиции, в других городах выступления ЛГБТИ+ нередко срывают агрессивные гомофобы.

В Грузии в антидискриминационном законе содержится запрет на дискриминацию на основании СОГИ, жалобы по этим основаниям рассматриваются в судах и в офисе Омбудсмена Грузии, дискриминация нередко признается. Тем не менее, ЛГБТИ+ сообщество Грузии сталкивается с неприятием и агрессией консервативно-патриархальной части общества, гомофобными нападениями на ЛГБТИ+ демонстрации и прайды. Как и во всех странах региона Восточной Европы и Центральной Азии, в Грузии нет возможности официально зарегистрировать однополые отношения, вступить в брак, признать общих детей в ЛГБТИ+ семьях.

Exit mobile version