Публикуя статью гражданского активиста о проблемах дунган в Центральной Азии, АДЦ «Мемориал» выражает крайнюю обеспокоенность сообщениями о том, что в социальных медиа Казахстана появились многочисленные публикации, разжигающие межэтническую рознь и призывающие к насилию против дунган, а защитники прав этнических меньшинств подвергаются травле и давлению.
Напомним, что кровавый погром дунганских компактных поселений в Южном Казахстане (февраль 2020 года), в котором погибли по меньшей мере 11 человек и пострадали тысячи, сопровождался и был во многом вызван массовыми призывами к насилию в социальных сетях. К сожалению, последствия этого конфликта в Казахстане до сих пор не преодолены – прежде всего потому, что не была дана правовая оценка действий властей и силовых подразделений, а ответственность была возложена на жертв.
Дунганская трагедия не должна повториться. Международное сообщество – органы ООН, Евросоюза, Совета Европы, ОБСЕ – должны обратить особое внимание на проблемы этнических меньшинств Центральной Азии. Власти Республики Казахстан должны предотвратить провокации в отношении дунганского населения: не только в местах компактного проживания дунган на Юге страны, но и в других городах, где они живут и работают. Защитники прав этнических меньшинств и гражданские активисты должны быть избавлены от давления и преследований за свою правозащитную деятельность. Справедливость в отношении жертв конфликта должна быть восстановлена: это касается и пересмотра приговоров осужденным дунганам, к чему Казахстан уже давно призывают международные правозащитные институты.
На фоне глобальных вызовов, оказывающих влияние на весь мир последние годы (пандемия Covid-19, российская агрессия против Украины, экономический кризис и др.), проблемы защиты прав и свобод национальных меньшинств Центральной Азии не нашли должного и своевременного реагирования со стороны мирового сообщества и международных институтов. Это, в свою очередь, способствовало эскалации нарушений прав меньшинств в регионе.
При том что время от времени в странах Центральной Азии регулярно происходили конфликты с вовлечением этнических меньшинств, антидунганский погром в Казахстане оказался совершенно беспрецедентным: в ночь с 7 на 8 февраля 2020 года 4 дунганских поселения Кордайского района подверглись жесточайшему нападению со стороны тысяч агрессивно настроенных людей, использующих националистические лозунги. Тогда жертвами беспорядков стали как минимум 11 человек, сотни получили ранения, имущество граждан было разграблено и сожжено, несколько тысяч человек – в основном дети, старики и женщины – вынуждены были бежать в соседнюю республику. С первых часов конфликта во всех 4-х селах были отключены связь и электричество, то есть люди были изолированы от внешнего мира.
Меры помощи и вмешательство государственных правоохранительных структур были неоправданно и даже преступно запоздалыми, что привело к столь масштабным последствиям. Очевидцы утверждали, и это было подтверждено в результате судебных разбирательств, что промедление было преднамеренным, чтобы дать возможность преступным элементам «расправиться над дунганами». Самым трагичным оказалось то, вина в организации конфликта была возложена на самих же дунган, вышедших на защиту своих домов, а истинных организаторов и многих исполнителей нападения так и не установили в угоду националистически настроенной части общества. В течение 1-2 месяцев после конфликта были арестованы десятки дунган, 13 из которых были осуждены на различные сроки лишения свободы. Следственные действия правоохранительных органов проходили с колоссальным давлением на задержанных, с применением недозволительных мер (пыток). Суды проходили в закрытом режиме в следственном изоляторе города Тараз Жамбылской области в условиях жестких карантинных мер, связанных с пандемией Covid-19, тем самым возможности осуществления полноценной защиты прав подсудимых были ограничены. Но даже несмотря на эти обстоятельства, адвокатам задержанных удалось привести убедительные доказательства несостоятельности обвинений и невиновности задержанных дунган. К сожалению, решения суда оказались политически мотивированными.
Конечно, история расставит все по своим местам: рано или поздно будут установлены заинтересованные лица, организаторы, исполнители, будет дана правовая и общественная оценка произошедшим событиям. И хотя кордайский погром останется темным пятном в истории современного Казахстана, необходимо сказать и о тех, кто проявил мужество и гуманизм.
О бесстрашных людях казахской национальности – друзьях, соседях и других местных жителях, которые поспешили на помощь в первые часы трагедии, встали на защиту дунган, в своих домах укрывали дунганские семьи, буквально вырывая их из рук приезжих бандитов, спасая их от расправы, доказывая незыблемость добрососедских и братских отношений и единство.
О смелых общественных лидерах и простых неравнодушных гражданах Казахстана, которые не побоялись общественного порицания в рамках развернутой широкомасштабной информационной атаки различных «фабрик троллей» националистического характера и открыто выступали в защиту дунган в социальных сетях и на других информационных площадках, требуя справедливого разбирательства и наказания виновных.
О людях разных национальностей, которые предоставляли свои дома для дунганских беженцев и пострадавших, собирали продукты питания, одежду, предметы гигиены, лекарства и пр. И таких людей было много, намного больше, чем бандитов выполняющих чей-то политический заказ.
К сожалению, кордайской трагедии не было уделено должного внимания со стороны международных институтов, проблема оказалась недостаточно освещенной в публичном пространстве – и из-за пандемии, и ограничений, создаваемых правительством страны с целью недопущения огласки, когда в места конфликта не допускали представителей СМИ, правозащитных организаций в том числе международных. До сих пор ни одна международная организация не посетила место конфликта.
В одном ряду с кордайскими событиями закономерно оказались и последующие трагедии, связанные с нарушением прав меньшинств в странах Центральной Азии.
Это преследование памирцев в Горно-Бадахшанской области (ГБАО) Таджикистана, начавшиеся (в очередной раз в истории региона) в ноябре 2021 года с подавления протестов, когда были применены аналогичные методы блокировки интернета, отключения электричества и средств связи. Это проблемы каракалпаков Узбекистана, протесты которых были подавлены в июне 2022 года с использованием тех же механизмов блокировки связи, изоляции меньшинства от внешнего мира. В обстановке изоляции произвол и безнаказанность силовых органов в обеих странах привели к десяткам жертв, сотням раненых и задержанных. Суды над участниками протеста, которые идут в Таджикистане и Узбекистане, наводят на аналогии с судами над дунганами.
В отличие от событий в ГБАО Таджикистана и Республике Каракалпакстанв составе Узбекистана, конфликт в Кордае с дунганами не имел протестного потенциала со стороны самих дунган, а действия националистических бандитских формирований, осуществивших нападения на дунганские поселения, были срежиссированы искусственно – хочется надеяться, что когда-нибудь мы узнаем, жертвами каких политических игр и групп оказались дунгане.
Международные организации – Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Специального докладчика ООН по правам национальных меньшинств, офис Верховного комиссара по правам национальных меньшинств ОБСЕ и другие международные правозащитные институты – должны усилить внимание к проблемам национальных меньшинств Центральной Азии в рамках своего мандата.
Необходимо, не ограничиваясь сбором информации от государства и анализом информации из открытых источников, в ближайшее время организовать визиты и посетить места конфликтов, ознакомиться с ситуацией, встретиться с пострадавшими, с местным населением, органами власти и дать объективную оценку произошедшим событиям.
Важно помнить, что у этнических меньшинств нет другой возможности защиты своих прав из-за допущенных нарушений со стороны государственных институтов, кроме как обращения в международные организации, призванные защищать права меньшинств. На фоне глобальных процессов, происходящих в мире, проблемы меньшинств уходят на второй план и голоса меньшинств остаются неуслышанными. Недостаточная активность, невнимание и формализованный подход к проблемам меньшинств со стороны международных организаций могут породить другие конфликты и повлечь еще более масштабные и трагические последствия.