АДЦ “Мемориал”, признанный судом НКО, выполняющей функции иностранного агента, и вынужденный ликвидироваться, подал жалобу в ЕСПЧ. Политической деятельностью организации был признан правозащитный отчет “Цыгане, мигранты, активисты: жертвы полицейского произвола”, поданный в ноябре 2012 года в Комитет ООН против пыток.
В жалобе заявлено нарушение трех статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Это, во-первых, Статья 10 – право на свободу выражения мнений: АДЦ “Мемориал” отстаивает право на критику деятельности полиции и других государственных структур, на публикации рекомендаций о внесении изменений в законодательство. Отчёт «Цыгане, мигранты, активисты: жертвы полицейского произвола», поданный в Комитет ООН против пыток, вносит вклад в дискуссию по общественно значимым вопросам, таким как отношение властей к уязвимым группам населения, защита прав ЛГБТИ, а также правомерность деятельности полиции. Гражданское общество вправе участвовать в деятельности международных органов по защите прав человека.
Во-вторых, заявлено нарушение Статьи 11 – права на свободу собраний и объединений: статус «иностранного агента», учитывая историю борьбы с «иностранными» идеями в Советском Союзе и негативную коннотацию самого термина «агент», неизбежно приведет к тому, что деятельность такой НКО будет ложно рассматриваться как направленная на отстаивание чуждых России интересов за иностранные деньги, что приводит на практике к отказу государственных и других акторов от всякого взаимодействия с такой НКО.
Наконец, заявлено нарушение Статьи 14 (Запрещение дискриминации). АДЦ “Мемориал” полагает, что причиной репрессий организации стали антидискриминационные убеждения, а именно позиция в отношении прав дискриминируемых групп (цыган, мигрантов, ЛГБТИ). АДЦ “Мемориал” утверждает, что этим группам нужно обеспечить равные права, что гомофобные законы необходимо отменить, а публичным акциям по правам ЛГБТИ – не препятствовать; что информация о нарушениях прав, полученная от цыган, заслуживает доверия; что практика этнического профилирования визуальных меньшинств – цыган, мигрантов из Центральной Азии и стран Кавказа (в частности, полицейские рейды с характерными названиями “Мигрант” или “Цыгане”) должна быть прекращена. Меж тем, именно эти положения стали основой обвинения в “политической деятельности”: так, в иске прокуратуры говорится, что правозащитный отчет, основанный “на так называемых повествованиях и рассказах представителей цыганских меньшинств”, не может быть достоверным. И прокурор, и впоследствии суды обеих инстанций подчеркивали, что требование отмены гомофобных законов – и есть “политика”. Городской суд Санкт-Петербурга, вынося окончательное решение, 8 апреля 2014 года не усмотрел дискриминации в отношении АДЦ “Мемориал”, поэтому нарушение Статьи 14 заявлено в Европейский Суд.
Нарушение Статьи 14 уже признавалось в деле “Алексеев против РФ” (признание дискриминационности запрета проведения уличных мероприятий по причине сексуальной ориентации заявителя) и в совсем недавнем решении ЕСПЧ по делу “Грузия против РФ” (от 3 июля 2014 года, спустя 8 лет после событий осени 2006 года), в котором была осуждена незаконная дискриминационная практика этнического профилирования в отношении граждан грузинской национальности со стороны правоохранительных и других государственных органов РФ.