06.03.2019

Реформы профессиональных запретов для женщин: непродуманное сокращение списка запрещенных профессий в Казахстане и волокита в России

В преддверии рассмотрения международными органами положения женщин в Казахстане (КЛДЖ и КЭСКП ООН и в рамках процедуры УПО ООН), власти страны приняли новую редакцию списка профессий, запрещённых для женщин, сократив его почти на одну пятую и ограничив 219 работами вместо 287.

Отныне женщинам разрешены все работы в полиграфическом производстве, кузнечно-прессовые и термические работы в сфере металлообработки. Запреты были сняты с некоторых отраслей в сфере текстильной и лёгкой промышленности: производство и обработка хлопка, льна и шерсти, валяльно-войлочное производство. Ряд работ стал доступен для женщин в пищевой промышленности, производстве целлюлозы, бумаги, картона, обработке камня и камнелитейных изделий, строительной, монтажной и ремонтно-строительной сферах и даже в цветной металлургии, геологических и топографо-геодезических работах.

Хотя нельзя не отметить позитивные тенденции сокращения запретов в сфере женской занятости, тем не менее, более 20 сфер, в том числе важные и актуальные, например, транспортная, остаются недоступными: женщины не могут стать не только машинистками и водительницами грузовиков, но и трактористками. Все эти профессии востребованы в Казахстане, где развита сфера грузоперевозок и сельское хозяйство. Несмотря на рекомендации международных экспертов избегать излишне широкой трактовки норм, направленных на защиту материнства, женщины в Казахстане по-прежнему не могут работать в ряде распространённых отраслей. По-прежнему под запретом остаются высотные и подземные работы, работы, связанные с воздействием горячих и холодных температур, а также работы внутри баков, емкостей, закрытых камерах, междудонных и междубортных пространствах, работы, предусматривающие воздействие вибрации и работы на плавучих кранах и агрегатах. Женщинам в Казахстане запрещено тушить пожары, работать водолазами и машинистками на десятках транспортных и погрузочных средств.

Однако существующие государственные запреты все равно не защищают женщин от тяжелых работ, на которых они вынуждены трудиться в собственном хозяйстве. При этом государство признает, что заработная плата женщин не доходит даже до 70% мужской зарплаты. В то время как лучше всего оплачивается работа в нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности и производстве, женщины, под предлогом заботы об их репродуктивном здоровье, оказываются лишены возможности трудоустройства в перечисленных областях. Государство решает за женщин, в каких сферах они могут работать, при этом заведомо ограничивая их экономические возможности. Можно ли говорить о свободе принятия решений и выборе профессионального развития в таких условиях?


В России реформа списка запрещённых профессий, о которой было объявлено уже давно, неоправданно затянулась. Законодатели были принуждены к реформе не только во исполнение решения и рекомендаций международных органов, но и решения высшего судебного органа страны — Верховного Суда РФ. После того как документ в течение 2018 года был несколько раз повергнут редакции, обсуждениям и экспертизе и в декабре находился уже на последней стадии формирования окончательного варианта проекта нормативно-правового акта, лишь в феврале 2019 года была опубликована его новая версия. Иными словами, ожидается повторная общественная дискуссия и экспертиза, а утверждение сокращённого списка запрещённых профессий снова откладывается: предполагается вступление в силу нового перечня лишь с 1 января 2020 года, а не через полгода со дня опубликования, как планировалось ранее.

Проекты нового списка запрещенных профессий уже несколько раз меняли свою структуру, и, к сожалению, в текущей версии документ вновь не имеет разделения по сферам и содержит названия более общих видов деятельности без указания конкретных профессий и сфер. Это усложняет не только подсчет фактически запрещенных специальностей, но и их определение работодателем, в том числе это касается работ, связанных с воздействием вибрации и химических веществ.

Позитивным результатом реформы станет возрастное ограничение запретов (запреты будут распространяться на женщин от 18 до 49 лет). Немалая часть запрещенных профессий касается ручных работ, в то время как производство все больше становится механизированным. В результате публичных дискуссий с участием некоторых крупных организаций, из списка запрещенных профессий были исключены десятки ранее недоступных работ, в том числе специальности некоторых героинь кампании #All jobs for all women. Сами женщины, хотя и считают запреты в принципе дискриминационными, все же ждут новой редакции списка, открывающего доступ к выбранным ими профессиям, по которым многие и так трудятся в обход запретов.

Интересно отметить, что в Казахстане и России «вредными для репродуктивной функции женщин» признаются разные работы. Например, валяльно-войлочное и шерстяное производства, производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них, заливка камнелитейных изделий, разрешённые в Казахстане, в России попадают под запреты в случае выполнения этих работ вручную. В то же время специальности различных сфер транспорта (морского, речного и железнодорожного, грузоперевозки, десятки специальностей машинисток и их помощников), которые предполагается разрешить женщинам в России, запрещены для казахстанок. Все больше вопросов вызывает медицинское обоснование вредности тех или иных профессий, особенно на фоне снятия запретов на некоторые специальности в отдельных странах. В определённой степени более прогрессивный российский список мог бы позаимствовать позитивный опыт Казахстана и отменить еще часть работ, признанных там безопасными. В то же время за три года, которые уйдут на обсуждение и принятие законопроекта, часть запретов может вновь потерять свою актуальность.

Все это говорит о том, что наиболее оптимальным решением – вместо неоправданной траты времени и ресурсов – была бы полная отмена списков запрещенных профессий, как того требуют современные международные правозащитные стандарты.

Инесса САХНО

Exit mobile version