9 августа отмечается Международный день коренных народов мира, учрежденный Генассамблеей ООН: в этот день в 1982 году в первый раз собралась Рабочая группа по коренному населению – в то время единственное подразделение ООН с повесткой защиты прав коренных народов. В 2004 году Генассамблея ООН, дав старт уже второй Декаде коренных народов, рекомендовала отмечать 9 августа не только на международном, но и на национальном уровне: как ежегодный повод обратить внимание на необходимость защиты коренных общин, страдающих от последствий колонизации, от варварской деятельности добывающих компаний, от постоянного наступления государства и бизнеса на их традиционные земли.
Россия в этом году «отмечает» день коренных народов отнюдь не мерами по защите их прав, а совершенно противоположным образом: в список «экстремистских» были разом включены 55 организаций, которые Министерство юстиции объявило «структурными подразделениями» несуществующего «Антироссийского сепаратистского движения» – признанного «экстремистским» и запрещенного Верховным судом РФ 7 июня 2024 года. В реестр таким образом попали российские и заграничные, формальные и неформальные организации и группы, так или иначе продвигающие повестку антиколониализма, разного рода эмансипации, прав национальных меньшинств. В их числе оказались «Абориген-Форум» – неформальная общероссийская сеть активистов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, экспертная группа Indigenous Russia («Россия коренных народов»), Международный комитет коренных народов России (ICIPR) – созданный вынужденно эмигрировавшими активистами после начала полномасштабного вторжения России в Украину и особенно заметный из-за своей бескомпромиссной антивоенной позиции.
Включение этих организаций в реестр «экстремистов» уже вызвало острую реакцию. Международный комитет коренных народов России сразу же выпустил заявление и затем совместно с Indigenous Russia и фондом «Батани» обратился в органы ООН – от самых высоких до профильных, защимающихся правами коренных народов (обращение уже поддержали более 100 организаций и активистов со всего мира). В заявлении АДЦ «Мемориал» и Обсерватории по защите правозащитников подчеркивается, что российские власти применили уже опробованную тактику для криминализации целой группы: ранее было придумано и объявлено «экстремистским» несуществующее «международное движение ЛГБТ», тоже с некими «структурными подразделениями», – и совершенно реальные репрессии уже обрушились на представителей ЛГБТИ. Теперь реальная опасность уголовного преследования угрожает представителям коренных народов, особенно тем, кто продолжает жить в России.
Представители организаций, внесенных в реестр, связывают этот новый виток репрессий в том числе с их выступлениями на площадках ООН. В заявлении Международного комитета коренных народов России перечислены некоторые предыдущие «вехи»: сессия Экспертного механизма по правам коренных народов в Женеве в 2022 году – блокировка сайта организации; сессия в 2023 году – признание активиста Комитета Павла Суляндзига «иностранным агентом»; недавняя сессия в июле 2024 года – обвинения в причастности к сепаратистскому движению и внесение в реестр «экстремистских организаций».
С выступлениями в ООН были связаны и другие репрессии прошлых лет. В 2014 году из России не выпустили активистов, собиравшихся принять участие в Первой всемирной конференции коренных народов в Нью-Йорке. Одним из них был директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера Родион Суляндзига, которому в аэропорту Шереметьево испортили паспорт и его же подвергли за это административному преследованию. В 2019 году Центр содействия коренным малочисленным народам Севера – ведущая в своей области экспертная организация с более чем 20-летней историей – была ликвидирована судом. Между этими событиями были признание ЦС КМНС «иностранным агентом», обыски и изъятие документов, допросы и угрозы.
Иностранным экспертам по правам коренных народов перекрывали путь в обратном направлении – не пуская в Россию. Так, в 2018 году ФСБ на 50 лет закрыла въезд в Россию Йоханнесу Рору, известному специалисту из Института экологии и антропологии (INFOE, Германия), автору докладов в различные Комитеты ООН. Исчерпав при поддержке АДЦ «Мемориал» российские юридические инстанции, Йоханнес Рор обратился за защитой в международные судебные органы.
Для того чтобы понять роль институтов ООН для представительства коренных народов мира, обратимся к истории. До совсем недавнего времени международное право не уделяло достаточного внимания вопросам их прав – из значительных документов можно назвать, пожалуй, только Конвенцию Международной организации труда № 107 аж 1957 года (ее полное название – о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах). Однако в дальнейшем, в 1980-90-е и 2000-е годы, международное право и институты в этой области активно развивались и стали частью мировой антиколониальной и правозащитной повестки. Постепенно человечество пришло к пониманию ценности культурного наследия коренных народов и хрупкости их природной среды обитания, неотделимой, на самом деле, от их культуры и образа жизни, к признанию того, что наконец-то надо обеспечить коренным народам «возможности для развития, в которых слишком многим из них слишком долго отказывали», как сказал по случаю Международного дня коренных народов мира тогдашний генсек ООН Кофи Аннан (2005).
Среди важных актуальных международных документов стоит назвать Конвенцию МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989) – она заменила устаревшую конвенцию 1957 года; Конвенцию ООН о биологическом разнообразии (1993), где есть обязательство поддерживать знания и практики коренных народов; и, наконец, Декларацию ООН о правах коренных народов (2007), разработка которой длилась более 20 лет – с 1985 года. Что касается институтов, то важнейшими международными органами и одновременно площадками, где представители коренных народов могут высказать свою позицию, стали Экспертный механизм по правам коренных народов (в 2006 году он заменил собой упраздненную Рабочую группу) и Постоянный Форум ООН по вопросам коренных народов (с 2000 года).
Всю эту развернутую «машинерию» необходимо иметь в виду, поскольку в ней традиционно велико присутствие России. Это и понятно: ведь мировое движение коренных народов без представительства общин, живущих в России, немыслимо – даже признанных «коренных малочисленных» народов здесь десятки, не говоря уже о других этнических меньшинствах, поэтому регион должен быть представлен. Вопрос – кем и как. С одной стороны, для реальных защитников прав коренных народов России и преследуемых активистов коренных общин международные форумы нередко становятся единственной возможностью заявить о нарушениях их прав – поскольку на национальном уровне сделать это не удается. С другой стороны, увеличивается деструктивное влияние России на международные институты представительства коренных народов, манипулирование ими: через лояльных деятелей протаскивается российская пропаганда, независимых активистов пытаются, как говорилось выше, вообще не допустить на международные площадки и дискредитировать.
Самые недавние примеры – с последней сессии Экспертного механизма по правам коренных народов (Женева, июль 2024 года). К участию не допустили нескольких активисток из Бурятии и Республики Саха (сначала зарегистрировали, а затем пришел отказ, объясняемый «технической ошибкой») – их заявление зачитала Яна Таннагашева из Международного комитета коренных народов России, подняв проблему негативного влияния России на структуры ООН. И если ее выступление на сессии в 2022 году вызвало агрессивные нападки представителя российской миссии, то в 2024 году этот представитель договорился до того, что обвинил активистов в «злоупотреблении статусом коренных народов в данном зале», отрыве от своих общин и жизни за границей, получении поддержки от стран Запада – «бывших колониальных держав» и трансляции их политики, а напоследок призвал проверить ооновские курсы для представителей меньшинств, которые, якобы, воспитывают «расистов и шовинистов».
Демагогические рассуждения о других «колониальных державах» и поддержание в глазах других коренных народов мира (в Африке, Латинской Америке) имиджа России как державы «антиколониальной», обвинения самих коренных активистов в «шовинизме» – это попытки дискредитировать на международном уровне движение коренных народов России: представить принципиально противоположные позиции (проправительственную – у лояльных активистов и критическую – у независимых) как внутренние «разборки», где «и те коренные, и эти коренные» как будто бы выясняют отношения.
Независимые активисты, вынужденные уехать из России, жаловались, что им не удавалось записаться для выступлений на сессии Экспертного механизма, хотя много раз слово получали российская делегация и лояльные представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (RAIPON/РАЙПОН). Между тем, РАЙПОН не может адекватно представлять коренные народы России, поскольку утратил независимость и занял полностью прогосударственную позицию – в том числе открыто поддержал вторжение в Украину, изменение Конституции РФ и выдвижение Путина на очередной срок.
История превращения РАЙПОНа в марионеточную структуру изложена в недавнем докладе, подготовленном Международным комитетом коренных народов России. Авторы заключают: «…управляемые государством, подконтрольные государству или попросту финансируемые государством организации действуют на международных форумах и площадках и противопоставляют правозащитным докладам правительственную пропаганду – при этом делая вид, что они независимы. Крупнейшая в стране организация коренных малочисленных народов РАЙПОН, которая когда-то воспринималась как решение проблемы представительства коренных народов страны и независимый орган, защищающий права и интересы коренных малочисленных народов, теперь … стала мощным инструментом государственной пропаганды. … Переход под контроль государства привел к отступлению от основной миссии организации, поставив знак равенства между ее намерениями и государственными интересами. Усиление контроля российского правительства над руководством организации, финансовая зависимость и манипулирование информацией подорвали независимость и авторитет РАЙПОН».
Только что опубликовано и исследование Арктиды, Верстки и 7х7, раскрывающее другую сторону деятельности РАЙПОН, – зависимость от бизнес-структур и лоббистскую деятельность в пользу крупных компаний, аффилированность с партией «Единая Россия» и государственными органами, коррупционные связи чиновников, зарабатывающих на теме коренных народов. В докладе подчеркивается, что через выступления лояльных представителей коренных народов в ООН лоббируется снятие санкций с российских компаний, – например, с «Норникеля», который печально известен тем, что в 2020 году допустил огромную утечку дизельного топлива, что вызвало экологическую катастрофу на Таймыре – на землях коренных народов.
Россия в свое время не поддержала Декларацию о правах коренных народов: камнем преткновения стали два вопроса: о самоопределении коренных народов и об их праве на землю, недра и ресурсы. Первый вопрос впоследствии был снят: в итоговый текст Декларации был всесен пункт о недопустимости нарушения территориальной целостности государств и их политического единства. Второй вопрос оказался определяющим для непризнания Декларации Россией (и, кстати, для нератификации профильной Конвенции МОТ №169, хотя она дебатировалась в 1990-е-2000-е годы несколько раз): коллективное право коренных народов на их исконные территории и ресурсы, на реституцию и компенсации Россия ни в какую не согласилась признать.
В те уже далёкие поры активисты движения коренных народов России имели возможность открыто выступать – и выражали свое разочарование позицией России по Декларации в том числе в специальных, совершенно легальных печатных органах. Так, международные новости из ООН и МОТ заняли значительную часть журнала «Мир коренных народов: Живая Арктика» (№20, 2006-2007), который сейчас, в наши репрессивные времена, даже странно читать, – настолько бескомпромиссно и в то же время конструктивно выступали тогда эксперты и активисты с критикой государственной политики, и это никому не казалось «экстремизмом».
Павел Суляндзига – тогда вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в 2005-2010 гг. – член Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, ныне находящийся в вынужденной эмиграции и признанный «иностранным агентом», активист внесенного в список «экстремистских организаций» Международного комитета коренных народов России, – писал: «Данная позиция Российской Федерации вызвала глубокое разочарование и негативную реакцию мировой общественности и поставила нашу страну в ряд одиозных государств, известных своими нарушениями прав коренных народов. Возможно, Россию ожидает обструкция со стороны международной общественности, в том числе и со стороны коренных народов, которые расценивают данную позицию России как предательство интересов коренных народов мира».
Эти слова, написанные почти двадцать лет назад, сказаны как будто бы о сегодняшней ситуации, когда защита прав коренных народов оказалась в России вне закона, – увы, без всякого «возможно» и в настоящем времени.
Ольга АБРАМЕНКО, эксперт Антидискриминационного центра «Мемориал»
Впервые опубликовано в блоге Радио Свобода